Автомобили подорожают в два раза
Россияне это почувствуют прежде всего на отечественных автомобилях. Более половины от общего потребления металлопроката в России приходится сегодня на три крупнейших российских автозавода – АвтоВАЗ, ГАЗ и КамАЗ. По данным аналитического агентства “Автостат”, только за первые пять месяцев 2008 года стоимость холоднокатаного листа, который является основным материалом для производства автомобильных кузовов в России, выросла почти на 50%. Не меньше изменилась стоимость и горячекатаного, и оцинкованного листа. “Столь значимый скачок цен на металл уже во второй половине текущего года отразится на себестоимости производства автомобилей”, – считает директор аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков.
Предприятия российского автопрома обычно заключают долговременные договоры с металлургическими комбинатами и стараются фиксировать цены на год вперед. Тем не менее рост мировых и внутренних цен на 50% за полгода – это достаточно веский аргумент, чтобы пересмотреть контракты, считают тольяттинские аналитики. По их данным, стоимость металлопроката в общей себестоимости выпуска автомобилей составляет порядка 10-12%. Поэтому в скором времени можно ожидать, что за счет роста цен на металл удорожание автомобилей может составить порядка 5-7%. Напомним, традиционное ежеквартальное удорожание до недавнего времени составляло около 2-3%.
Запасов природного сырья на наш век, наверное, еще хватит, тем не менее с каждым годом их себестоимость будет все больше влиять на ценообразование автомобилей. По прогнозам ИК “Финам”, цена на нефть в 2008 году вырастет на 50% по сравнению с уровнем 2007 г., а на листовой прокат – на 22,8%. На 2012 год прогнозы следующие: рост цены на нефть составит 60% по сравнению с уровнем 2007 г., а на листовой прокат – 47,3%. “Мы прогнозируем рост стоимости автомобилей в перспективе одного года на 4-6%, на пять лет – 20-25%”, – подытоживает аналитик по машиностроению ИК “Финам” Константин Романов.
В целом, несмотря на то, что автомобильный рынок постепенно насыщается и близок к моменту замедления роста, автомобили, собранные в России, уже никогда не станут дешевле, чем сейчас, а значит, доступнее. Это возможно лишь в случае, если люди начнут больше зарабатывать, но экономисты прочат скорое замедление роста российской экономики из-за ее “перегрева” и рост инфляции до 18% уже в 2009 году, поэтому это едва ли возможно.
“Дешевле автомобили стоить просто не могут, – констатирует К. Романов. – Рост цен на автомобили вызван ростом себестоимости, которая обусловлена ростом цен как в мировой экономике, так и в экономике России, то есть инфляцией. Однако темп роста автомобильных цен в России может снизиться, если пошлины на новые автомобили будут снижаться, вероятность чего в ближайшие пять лет, на мой взгляд, минимальна”.
По мнению аналитика по машиностроению ФК “Открытие” Кирилла Таченникова, учитывая быстрые темпы роста спроса на автомобили, можно говорить о том, что в ближайшие пять лет автопроизводителям удастся увеличивать цены на машины соразмерно росту затрат. Однако в дальнейшем по мере насыщения рынка растущая конкуренция снизит динамику удорожания машин. “Среднегодовые темпы роста стоимости легковых авто в ближайшие 10 лет не превысят 10%, – считает эксперт. – Но, учитывая, что к моменту насыщения автомобильного рынка в России совокупная инфляция составит более 40%, говорить о том, что автомобили подешевеют, не приходится”.
www.ukrindustrial.com