АвтоВАЗ готовится к забастовке
Лидер отраслевого вазовского профсоюза сообщил представителю государства на автозаводе, что 14 мая не было найдено положительных решений на заседании рабочей группы согласительной комиссии ОАО «АвтоВАЗ».
Причиной кризиса в отношениях с профсоюзом представители руководства предприятия называют падение объемов выручки и выпуска продукции в 1-м квартале в результате падения продаж автомобилей на внутреннем рынке. По различным оценкам, в результате сбытового кризиса на товарных площадках АвтоВАЗа скопилось от 90 до 130 тыс. автомобилей. В результате в январе-марте выручка ОАО «АвтоВАЗ» уменьшилась более чем на 4 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а средняя зарплата на ВАЗе в последний месяц весны едва превысила 13 тыс. рублей.
В своём письме Николай Карагин попросил у Владимира Артякова дать указание соответствующим службам проанализировать причины, которые привели к такой ситуации, и наработать программу мер по активизации продаж автомобилей. Но одновременно лидер официального профсоюза АвтоВАЗа независимо от финансовых проблем завода требует решить вопрос с повышением зарплаты работникам предприятия на 3 %, увеличить минимальную зарплату на заводе до уровня 150% от прожиточного минимума, индексировать зарплату в размере 100% от уровня инфляции, а также подписать договор с негосударственным пенсионным фондом АвтоВАЗа. В случае неудовлетворения требований профсоюза, он намерен начать процедуру подготовки коллективного трудового спора с администрацией предприятия. Вплоть до забастовки и полной остановки конвейера.
Это не первое такое требование официального вазовского профсоюза: в декабре 2006 года выдвигалось требование повысить заработную плату на 7% (но её увеличили только на 5% в начале весны этого года). В марте на конференции по коллективному договору профсоюз АСМ потребовал повысить уровень зарплат еще на 3 % с 1 апреля, но требование это не было выполнено. По оценкам экономистов АвтоВАЗа, повышение зарплаты всего на 3% обойдется автозаводу в 650 миллионов рублей в год, что составит до 25% чистой прибыли и добавит около 800 рублей к себестоимости каждого автомобиля. Руководству предприятия для выхода из кризисной ситуации рекомендуется оптимизация затрат и сокращение персонала, то позволит повысить производительность труда.
Комментируя выплеснувшийся наружу конфликт между трудовым коллективом и администрацией АвтоВАЗа, лидер независимого профсоюза Волжского автозавода «Единство» Петр Золотарев заявил местным журналистам, что это будет первый случай, когда отраслевой профсоюз АСМ выступит на автозаводе инициатором процедуры трудового спора. И в 1994-м, и в 2000-м инициатором таких споров выступал профсоюз «Единство»: первом случае – добивался выплаты долгов по зарплате, во втором — ее повышения. И хотя Петр Золотарев выразил сомнение в том, что отраслевой профсоюз доведет дело до конца, так как сильно зависит от администрации предприятия, но заверил, что «Единство» в случае начала трудового спора проявит рабочую солидарность.
Председатель Федерации профсоюзов Самарской области Евгений Егоров, комментируя трудовой конфликт на Волжском автозаводе, заметил корреспонденту ИА «Росбалт-Приволжье», что обращение и требования председателя профсоюза АвтоВАЗа Николая Карагина к руководству предприятия полностью соответствуют соглашению между Союзом работодателей, правительством и Федерацией профсоюзов Самарской области. В этом тройственном соглашении, подписанном губернатором Константином Титовым, председателем областного Союза работодателей Игорем Шитаревым и самим Евгением Егоровым, было предусмотрено увеличение минимальных зарплат для работающих на предприятиях — членах Союза работодателей, в том числе и на АвтоВАЗе, до 2,5-3 прожиточных минимумов до 1 сентября 2009 года.
Наблюдатели считают, что в нынешних условиях государственной поддержки Волжского автозавода, объявленной на самом высоком уровне, топ-менеджер АвтоВАЗа на развитие коллективного трудового спора не пойдут, деньги на повышение зарплаты в канун уже начинающейся кампании по выборам в Государственную Думу будут найдены. Но одновременно не исключают и начала более решительных мер по повышению производительности труда на этом ведущем предприятии российского автопрома и постепенной оптимизации численности персонала автозавода.
Год назад глава Минэкономразвития Герман Греф объявил о господдержке отечественного автопрома. Тогда только в развитие «АвтоВАЗа» было обещано инвестировать около $5 млрд. Правительство России удовлетворило заявку тольяттинцев на компенсацию процентов по кредитам 2005–2006 годов.
В прошлом году «АвтоВАЗу» удалось подготовить к запуску Lada Priora, которая сменит этим летом на конвейере завода десятую модель. Концерну удалось сократить задолженность: финансовый долг предприятия составил на конец 2006 года 23 млрд руб. (в 2005 году – 23,9 млрд руб.), а чистый финансовый долг российского предприятия снизился с 16,2 млрд руб. до 7,8 млрд, напоминает Газета.Ru. На днях «АвтоВАЗ» приступил к процедуре оформления совместного предприятия с канадским производителем комплектующих Magna. По планам производителей, в 2009 году на новом заводе начнется производство совместной разработки двух компаний.
www.ukrindustrial.com