Цены на автомобили в Украине могут подняться минимум на $5 тысяч!!
Действительно, «серый» импорт «железных коней» забирает часть доходов у официальных импортёров, но не столько серьёзно, как они утверждают сами. Цифра в 2,8 млрд. гривен, заявленная ими, выглядит, по меньшей мере, преувеличением. Для аналитиков, вопли о защите не более, чем намерение официальных импортёров обратить на себя внимание. Ведь в том, что серый импорт набирает обороты, виноваты те же «белые и пушистые». Многие покупатели не хотят ждать несколько месяцев, пока им привезут авто. В некоторых салонах практикуются взятки, дабы быть первым в очереди, когда автомобиль уже окажется непосредственно в магазине. Да и не каждому по карману взять машину из салона, а если потребитель берёт кредит, то он всеми силами пытается минимизировать расходы. Нелегальные продавцы могут предложить клиенту цену на $5–10 тыс. ниже, чем официальные, а на моделях премиум-класса покупатель имеет возможность выиграть до $20–30 тыс. Кроме экономии на налогах, на привлекательную стоимость работают и довольно низкие, по сравнению с Украиной, цены на машины в других странах, откуда ввозится серый товар. Так, внедорожники, которые у нас предлагаются по $50–65 тыс., например, у американских дилеров стоят не более $20–30 тыс. То есть, чуть ли об угрозе национальной безопасности речь идти не может.
Причина возникновения серого бизнеса — это различные подходы автопроизводителей к рынкам тех или иных стран, когда автомобили в одной стране значительно дешевле, чем в другой. Вторая причина заключается в том, что наблюдается дефицит некоторых авто в сетях официальной продажи. А третья вытекает из разного подхода к модельной политике в разных странах, когда некоторых моделей нет в одной стране, а в другой они есть. При этих условиях в Украину, по версии официальных дилеров, в этом году было ввезено около 23 тысяч «серых» авто.
Сами «серые» импортеры открыто удивляются таким неимоверным цифрам убытков государству и количеству ввезенных авто. 3 миллиарда гривен считают «комплиментом». Число завезенных авто тоже завышено. На самом деле 30% всего отечественного рынка «серые» делят с официальными импортерами. Если же кто-то нарушает закон, то почему их не привлекают к ответственности.
Как отмечают официальные импортёры, сейчас под угрозой ущерба подобного рода оказался каждый 15-й покупатель импортных автомобилей. И предотвратить рост этого и уже критического показателя, равно как и дальнейшие бюджетные потери, можно только приняв неотложные меры. Для этого, во-первых, нужно «напомнить» региональным таможням, дав соответствующие распоряжения и инструкции, установленный Законом порядок действий при растаможивании автомобильной продукции. А именно: если ввозимый автомобиль соответствует требованиям Закона «О развитии автомобильной промышленности Украины» относительно его комплектности, он должен считаться полностью укомплектованным и его таможенная стоимость должна соответствовать индикативной цене полностью укомплектованного автомобиля.
Во-вторых, необходимо провести тщательную проверку субъектов, имеющих право на проведение сертификации автомобилей, и лишить его тех, кто выдает сертификаты с нарушением процедуры. И, в-третьих, эксперты считают крайне желательным внесение изменений в «Порядок взимания пошлины, НДС, акцизных и таможенных сборов при таможенном оформлении товаров и предметов, перемещаемых гражданами через таможенную границу Украины», утвержденного приказом Государственной таможни от 12 января 2006 года. Суть их заключается в том, что в тех случаях, когда новый автомобиль растамаживается физическим лицом, при его оформлении должен использоваться метод оценки «по цене соглашения относительно идентичных товаров», что позволит избежать занижения его таможенной стоимости.
Уже сегодня некоторые владельцы автосалонов предприняли ряд мер, которые заставляют потребителей не покупать автомобили у «серых» импортёров. Автосалоны, которые ранее брали на обслуживание все машины своей марки, независимо от их происхождения, заявили, что отказываются иметь дело с владельцами нелегальной техники. Этот удар действительно может оказаться болезненным для серых продавцов, так как многие из них не развивают собственную сервисную службу.
В сентябре автомобильному лобби удалось привлечь к данной ситуации внимание Генеральной прокуратуры, которая направила таможенникам письмо с требованием пресечь нарушения с ввозом «серых» машин. Но, серые дилеры не намерены сдаваться без боя. Сейчас в Одессе стоит порядка 3 тыс. нерастаможенных авто, владельцы которых ждут решения вопроса с таможней в свою пользу. Кроме того, продавцы ищут новые схемы нелегального ввоза техники. К примеру, недавно Харьковский суд разрешил льготную растаможку некоему гражданину, воину-афганцу и инвалиду. Под его документы в Украину уже ввезли 60 «Toyota Camry», а сейчас готовится импорт партии машин на сумму $20 млн. То есть, схемы ввоза могут быть разными.
Если все требования белых будут выполнены, то многие предприниматели, физические лица, просто прекратят свой бизнес, но, скорее всего, просто таможенники поднимут начальную ставку «взятки» за ввоз. Тогда «серые» станут «чёрными» и бюджет потеряет даже те 200 грн. в месяц от каждого СПД. У белых же появится шанс искусственно создавать спрос на автомобили, и как результат, цена технику поползёт вверх. Чего впрочем, и добиваются белые и пушистые.
www.ukrindustrial.com