Чиновники не виноваты в деле о коррупции Daimler в России
«Уголовные дела о коррупции при госзакупках автомобилей Mercedes расследуются со скрипом, никаких новых фигурантов в деле не появляется, обвинение до сих пор никому не предъявлено», — сообщил вчера РБК daily источник в СКР.
«Информация о том, что расследование затягивается и никаких фигурантов в нем до сих пор нет, не соответствует действительности, — прокомментировал РБК daily официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин. — Дела изначально возбуждались в отношении конкретных лиц. И в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством с момента их возбуждения эти люди автоматически стали подозреваемыми».
На вопрос о количестве конкретных подозреваемых представитель СКР ответить затруднился, при этом не исключив, что вскоре подозреваемым будет предъявлено обвинение.
По данным источника РБК daily, к уголовной ответственности привлечены не чиновники, а посредники, выступавшие при «сделках». «В настоящий момент следствие пытается их расколоть, чтобы они назвали чиновников, получавших откаты, но, насколько мне известно, подозреваемые не колются», — сказал сотрудник СКР.
Два уголовных дела по факту злоупотреблений при закупках российскими госструктурами автомобилей Mercedes-Benz были возбуждены 27 сентября Главным следственным управлением СКР. Правда, известно об этом стало только через два месяца. Преступление следствие классифицировало как «мошенничество», то есть хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное с использованием служебного положения организованной группой в особо крупном размере.
По логике дела следовало возбуждать по фактам взяток, полученных российскими чиновниками. Но по российскому уголовному законодательству доказать факт взятки, не поймав за руку, практически невозможно, разъясняет источник РБК daily в СКР.
Вызывает удивление и количество уголовных дел. «Преступление одно, а уголовных дел два, это немного странно, — отмечает зампредседателя коллегии «Ваш юридический поверенный» Владислав Капканов. — Скорее всего дела разделены из-за двух разных мошеннических тендеров, проводимых разными ведомствами. В любом случае и потерпевшие, и подозреваемые по этим делам будут разные».
Скандал вокруг Daimler AG разгорелся 23 марта 2010 года, когда Минюст США обвинил концерн в коррупции. Спустя неделю концерн признал в суде, что в 1998—2008 годах его представители платили откаты чиновникам в 22 странах: России, Китае, Египте, Греции, Ираке, Турции, Туркмении и др. За десять лет на взятки концерн потратил 56 млн долл., а общее число незаконных транзакций превысило 200. За снятие обвинений концерн выплатил США 185 млн долл.
Взятки давались с целью получить госзаказы на автомобили. В частности, в России Mercedes-Benz закупали Гараж особого назначения ФСО, МВД, Минобороны, правительство Москвы, муниципалитеты Уфы и Нового Уренгоя. В общей сложности на взятки российским чиновникам компания потратила порядка 4 млн евро, заработав на этих сделках 64,6 млн евро.
«Расследование по делу Daimler продвигается крайне медленно из-за российской бюрократии, — считает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Начать реально отрабатывать эту информацию — значит открыть ящик Пандоры, поскольку в России почти все иностранные компании работают так же. Специфика же российской коррупции в том, что она инициируется бюрократией, которая сейчас активно противостоит объективному расследованию».
www.autonews.ru