“Дешевые” иномарки в России не поддаются ремонту
То, что вчера еще казалось россиянам мечтой, сегодня стало реальностью. Очередной именитый автопроизводитель - японский автоконцерн Suzuki - объявил о своих планах поставлять на рынок России дешевые машины под своим брендом. Сборку машин предполагается наладить в Индии, где их цена будет составлять порядка $7000 долларов. В России машины будут стоить от $ 10 000.
Напомним, о таких же планах ранее объявляли Toyota, Nissan, Renault, Skoda, General Motors и даже корейский Hyundai. Сценари этих планов похожи друг на друга: организация сборки в странах с традиционно дешевой рабочей силой (Индия, Индонезия, Китай), стоимость машины в стране производства порядка 5-7 тысяч долларов.
Такими бюджетными автомобилями крупные автопроизводители надеются покорить рынки стран третьего мира, в число которых попала и Россия. Отметим, что большинство китайских автопроизводителей придерживаются той же стратегии, продвигаясь на российском рынке.
Народ в России падок на "халяву". Надо четко представлять, что за эти, пусть и небольшие деньги человек себе покупает. С просьбой прокомментировать этот вопрос мы обратились к Андрею Лемигову, руководителю известного московского диагностического центра ДЭКС, созданного профильными специалистами, вышедшими из советской оборонной промышленности. Так что же за автомобиль можно построить за 5-7 тысяч долларов- пусть даже в Индии и Китае?
"Ничего нельзя построить, - смеется Лемигов. - Если машину взять как сумму качественных комплектующих, то наиболее приличная из бюджетных машин - это Opel Astra . В России её можно приобрести примерно за 22-24 тысячи долларов. По мере её старения её цена опускается до 14-15 тысяч долларов, и уже в семи- или десятилетнем возрасте её стоимость опускается до 11-12 тысяч, при этом машина сохраняет товарную и техническую кондицию. Те же Opel Kadett семидесятых годов катаются до сих пор, хоть и ржавеют".
По словам Лемигова, секрет долговечности Opel и других машин такого класса в том, что они обладают высокой ремонтопригодностью.
"В России есть своя специфика: у нас очень важно (особенно за пределами МКАД) иметь возможность обслуживать машину не только в официальных дилерских сервисах, где цены высоки, а метод ремонта только один - замена", - говорит Лемигов.
"В России машина должна быть ремонтопригодной, - уверен эксперт. - Это означает, что если нужно поменять болт - меняется болт, если нужно поменять шаровую опору - меняется только шаровая опора. С машинами бюджетного уровня история другая"..
"Известно, что одноразовые предметы дешевы в изготовлении - одноразовые ручки, одноразовые зажигалки, фотоаппараты", - приводит пример Лемигов. Они быстро и без лишних затрат на персонал изготавливаются массовыми тиражами на автоматизированных производствах. Оттого они и дешевы, но ремонту они не подлежат.
"Вот и бюджетные машины собираются таким образом, что при необходимости поменять болт, его невозможно выкрутить - он срывается в резьбе, в результате появляется необходимость менять агрегат, в который болт вворачивали", - говорит Лемигов.
По его словам, даже знаменитые в России Ford Focus - это "проклятие автосервисов". "Через два-три года езды по нашей соли весь крепеж в машине становится неотворачиваемым", - говорит директор ДЭКСа, отмечая, что много трудозатрат в ремонте подобных машин уходит на "борьбу" с болтами, винтами, резьбою, изоляцией, неснимающимися разъемами, с текущими прокладками.
Дешевая элементная база, имеющая малый срок службы и практически незаменяемая, приводит к тому, что машину с какого-то момента становится просто невыгодно содержать. То есть ремонт начинает обходиться дороже, чем остаточная стоимость машины.
"На старом Opel , не говоря уже об Audi , меняется все поэлементно. Дорогие болты высокого качества, из хорошей стали, покрытые хорошей антикоррозионной защитой. Это все очень дорого. В результате получается, что хорошая машина, которая в России будет долго служить - хотя бы 10 лет -не может новой стоить менее 22 тысяч долларов, если мы говорим о гольф-классе", - уверен Лемигов.
Почему же именитые автопроизводители сознательно подтачивают свою репутацию, ставя на конвейер "одноразовые" автомобили?
"Есть странная особенность, - отвечает директор ДЭКСа. - Вот взять ту же Шеви-Ниву. Какое отношение она имеет к Chevrolet ? Это все та же старая российская "Нива", на которую одет новый кузов. Тот же мотор, та же трансмиссия, все то же самое. Появляется Renault Logan , о котором во Франции даже не знают, что это такое. Я во Франции спрашивал "Что такое Renault Logan ?" - там никто не знает такой машины".
Видимо, существуют договоренности о том, что тот или иной бренд разрешают применять в бюджетных машинах, которые продаются строго в страны третьего мира, предполагает Лемигов.
"Обидно то, что в этот список стран третьего мира попадает наша страна. В итоге Россию заполняют всякого рода ширпотребом, тратят огромные бюджеты на рекламу, искусственно создают очереди на эти машины. При этом официальные автосервисы не успевают за потоком отказов, из-за чего все рекламации растягиваются по времени на несколько месяцев", - сокрушается эксперт.
С сервисным обслуживанием бюджетных автомобилей - отдельная история. Арендная плата в крупных городах России заметно выросла. "Если поток отказов будет большим, то сервисы в Москве разорятся только на гарантийном ремонте, - говорит Лемигов. - Следовательно, сервисы придется выносить за пределы Москвы, что повлечет за собой сложности с привлечением квалифицированного персонала".
Не лучше ли русскому потребителю вновь обратить взгляд на отечественного производителя? "К сожалению, просто не на что обращать внимание", - уверен Лемигов. Про его мнению, гораздо более рациональным шагом будет покупка подержанной иномарки, из числа зарекомендовавших себя на российских дорогах. Впрочем, покупка машины с пробегом требует особой внимательности и понимания.
www.ukrindustrial.com