Достижения техники безопасности делают человека уязвимым
Психолог Джон Адамс (John Adams) из Университетского колледжа Лондона отмечает, что эти цифры многое говорят об особенностях человеческого поведения. По его мнению, ощущение безопасности сделало водителей беспечными и неосмотрительными. Пассажиры и пешеходы стали жертвами их уверенности в том, что с ними ничего не может произойти.
Это касается не только безопасности на дорогах. В быту человека окружает множество предметов и приспособлений, призванных сделать его жизнь безопаснее. Будучи уверенным в том, что презервативы защитят от болезней, человек стал гораздо чаще менять партнеров. Снабдив детей наколенниками и другими средствами безопасности, родители позволяют им играть в опасные игры. Большинство несчастных случаев происходят с человеком там, где он чувствует себя наиболее уверенно – в его собственном доме.
По мнению психологов, причина этого парадокса кроется в том, что человек стремится к привычному для него уровню риска – чаще всего бессознательно. «Для каждого человека существует индивидуальная степень риска, при которой он чувствует себя комфортно, - говорит психолог Рюдигер Тримпоп (Rudiger Trimpop) из университета Йены. – И он стремится достичь ее в любой ситуации».
Эксперт в области безопасности Леонард Эванс (Leonard Evans) на основании модельных испытаний установил, что такие приспособления, как ремни безопасности, снизили риск гибели человека при автомобильной аварии на 40%. Но возникнет эта авария или нет, в первую очередь зависит от человеческого фактора.
Исследование психолога Виля Янссена (Wiel Janssen) из Нидерландов помогает понять, почему в реальности средства безопасности лишь незначительно снижают количество аварий и несчастных случаев. Он попросил участников эксперимента, которые обычно вопреки правилам не использовали ремень безопасности, дважды проехать участок дороги длиной 105 км. Сначала они ехали, пристегнувшись ремнем, потом – без него. Оказалось, что с ремнем они ехали быстрее, чаще шли на обгон, реже соблюдали необходимую дистанцию с идущей впереди машиной и резко тормозили. «В некоторых случаях все выглядело так, будто водитель чувствует себя неуязвимым», - заключает Янссен.
Психологи и эксперты по безопасности рекомендуют бороться с иллюзией неуязвимости с помощью другой иллюзии. «В идеале нужно сделать так, чтобы улицы были максимально безопасными, но при этом выглядели как опасные», - говорит психолог из Дрезденского технического университета Бернард Шлаг (Bernhard Schlag), специалист по вопросам поведения на дорогах. Во время эксперимента в Новом Южном Уэльсе (Австралия) участники ехали по дороге, ширина которой была на 30 см меньше обычной, на 3,2 км/ч медленнее.
Сходным образом действует на водителей движение по туннелю. Как минимум первые 700 м туннеля они проезжают осторожно, снижая при этом скорость. Это было установлено в ходе исследования, проведенного австрийским попечительским советом по вопросам безопасности на дорогах. Статистика показывает, что в туннеле вероятность аварии до 25% ниже, чем на открытом участке дороги.
www.ukrindustrial.com