Ford обещает феноменальное число новинок в 2008 году
Джон Флемминг: Если говорить с позиции управляющего, то наша цель довольно банальна - получить как можно большую прибыль для акционеров. И рынок Западной Европы слишком стабилен - 17,6 или 17,5 миллиона автомобилей в год. И мы, как и все другие автопроизводители, когда выходит новая модель, искренне радуемся, что у нас увеличилась рыночная доля на 0,1 или 0,2 процента. Поэтому развивать бизнес в Западной Европе сложно. Возможно, но сложно. И мы смотрим на восток, где получается увеличивать продажи вместе с ростом самого рынка. Там тоже не все так просто, но добиваться успеха однозначно легче, чем в Западной Европе.
Вопрос: Американский Ford сейчас переживает финансовый кризис. Как это влияет на европейское подразделение и влияет ли вообще?
Джон Флемминг: Конечно, влияет. Мы понимаем, что должны делать все возможное, чтобы улучшить положение всей корпорации. С другой стороны, это абсолютно не ограничивает наши инвестиции. И я думаю, что это правильно: за последнее время мы запустили в серию несколько отличных автомобилей. Еще несколько представили на этом автосалоне. Сейчас покупаем завод в Румынии, что тоже важно с точки зрения стратегии...
Ford дает нам зеленый свет, и мы понимаем, что должны становиться все более и более прибыльными.
Вопрос: Сейчас европейские и американские модели Ford заметно отличаются. Будет ли какая-то унификация?
Джон Флемминг: Алан Мюлалли довольно ясно сказал, что Ford должен быть единым. И следующая модель сегмента B будет разработана в Европе, но продаваться будет и в Азии, и в Северной Америке.
Вопрос: Вы имеете в виду Ford Verve?
Джон Флемминг: Это пока концепт-кар, а не серийная машина. Но в целом, да. Речь об этом автомобиле.
Вопрос: Сейчас многие автопроизводители запускают совместные проекты. Ford и Fiat будут на одной платформе делать модели Ka и 500. Довольны ли вы этим сотрудничеством, будут ли проекты с другими компаниями?
Джон Флемминг: Мы очень довольны сотрудничеством с "Фиатом" и в дальнейшем не собираемся "закрывать двери". Делить с кем-то затраты - это хорошо. В то же время, у нас сейчас появилась возможность объединить усилия не только с другими брендами, но и с подразделениями Ford по всей планете. Мы возлагаем на это большие надежды и совместных предприятий с кем-либо пока не планируем. Но, повторюсь, в будущем такого сотрудничества никто не исключает.
Помимо Fiat у нас есть совместное предприятие с PSA Peugeot/Citroen, где производятся дизельные моторы. Я не могу говорить от лица PSA, но мы - очень довольны. Это позволяет нам предлагать лучшие в классе двигатели.
Если вернуться к работе с Fiat, то это партнерство позволило нам решить одну непростую задачу. Три года назад мы просто не знали, что делать с моделью Ka. Она устаревала, а разрабатывать новую платформу в одиночку было невыгодно. У компактных машин очень небольшая рентабельность. В ходе разработки таких моделей надо потратить деньги на безопасность, соответствие экологическим нормам и, в конечном итоге, вывести на рынок максимально конкурентноспособный продукт. Сотрудничество с Fiat позволило нам не только разделить расходы, но и сократить время, которое требуется на все это.
Вопрос: А когда появится новый Ka?
Джон Флемминг: В следующем году. Может быть весной в Женеве, но скорее всего в осенью Париже. Кстати, Ka далеко не единственная из планируемых премьер. 2008-й год будет очень богат на новинки.
Вопрос: Как скоро начнется производство рестайлингового "Фокуса", будет ли он запущен на всех заводах одновременно?
Джон Флемминг: Думаю, где-то в декабре текущего года в Европе и через месяц-два в России.
Вопрос: Во всем мире автопроизводители сейчас пытаются искать новые рыночные ниши. Ford же удерживает сильные позиции в "традиционных" сегментах. Из нишевых машин можно отметить Fusion и новый Kuga. Что будет следующим?
Джон Флемминг: Ну, вообще-то, вы кое-что забыли. S-Max. Когда мы выпустили эту машину, то сегмент был абсолютно пустым. Да и вообще, понятие "нишевый автомобиль" очень часто путают с понятием "автомобиль с просторным салоном". Это все же разные вещи.
Джон Флемминг
Тем не менее, мы поднимаем вопрос о расширении модельного ряда два-три раза в год. Решаем, какими будут новые продукты и какие ниши они займут. Сейчас Ford выводит на рынок, можно сказать, феноменальное количество новинок. А то, в какую сторону мы будем двигаться, во многом определяется тенденцией создавать автомобили как можно более экономичные, с минимальными выбросами CO2.
Вопрос: Можете ли вы более подробно остановиться на позиции Ford в отношении экологически чистых машин?
Джон Флемминг: В Европе скоро будут приняты новые законы, и мы не еще не знаем, какими они будут. Возможно появится ограничение по выбросу CO2 в среднем по модельному ряду, возможно - по каждой модельной линейке. У этих подходов есть свои преимущества и недостатки.
Разговор о том, что выбросы CO2 нужно снижать, ведутся давно. Поэтому мы не первый год ведем соответсвующие исследования и, в принципе, готовы последовать любому закону, который будет принят.
Что касается технологий, то их уже сейчас огромное множество. Со временем будет еще больше. При этом никакого универсального способа снижения выбросов нет. Эти способы будут разными для разных классов автомобилей и для разных рынков.
Вопрос: Собирается ли европейский Ford выводить на рынок гибридные автомобили, и что вы думаете про машины на водородном топливе?
Джон Флемминг: В США у нас есть гибридный Ford Escape. То есть такая технология, в принципе, доступна. Но я не уверен, что подобные машины в Европе нужны. Мы ставим перед собой цель снизить расход топлива и выбросы в атмосферу. И мне не кажется, что гибриды это самый эффективный способ достижения такой цели. А технология ради технологии - она никому не нужна, тем более такая дорогая.
Двигатели внутреннего сгорания на водороде и машины на топливных ячейках вряд ли появятся в продаже в ближайшем будущем. На мой взгляд это произойдет не раньше, чем через десять лет. Поэтому сейчас говорить о них всерьез еще рано.
Вопрос: Довольны ли вы в целом результатами, которых за последние годы достиг европейский Ford?
Джон Флемминг: Я в принципе не могу, не имею права, быть доволен. Если задать себе вопрос: "можно ли было сделать лучше?", то ответ очевиден - можно. В то же время у нас сейчас среднегодовой рост продаж составляет 6 процентов. В июле было даже 10 процентов. Наша прибыль за первые шесть месяцев этого года больше, чем за весь прошлый год. При том, что тогда мы были вполне удовлетворены.
Грубо говоря, стратегию мы выбрали правильную, и стабильно выполняем план: по выводу продуктов на рынок, по маркетингу, по снижению затрат... Однако мы помним, что есть много вещей, которые от нас не зависят. Это цена на топливо, колебания курсов валют, затраты на социальное и медицинское страхование. И в будущем нам необходимо со всем этим справиться.
Вопрос: Оправдала ли ваши ожидания кампания "Почувствуйте разницу" (Feel the Difference)?
Стефен Оделл: - Как я считаю, Ford всегда делал машины качественные, "драйверские", привлекательные внешне и с хорошей ценой. И когда появился кинетический дизайн, он помог людям обратить внимание на все эти качества. В это же время мы задумались о том, как их "озвучить". Два три года назад даже в странах Европы Ford использовал разные слоганы. И мы захотели поменять их на что-то единое для всего бренда во всем мире. Так и появился слоган "Почувствуйте разницу" (Feel the Difference). И он работает. Имидж бренда улучшается, стоимость машин на вторичном рынке растет.
Мы не относимся к "Feel the Difference" как к кампании. Кампания, по определению, начинается и заканчивается. А то, что происходит с "Фордом" сейчас, должно продолжаться.
Вопрос: Можете ли вы сказать, каким будет "типичный европейский автомобиль" через десять лет?
Джон Флемминг: Если бы я это знал, то заработал бы уже очень много денег. "Форд" постоянно проводит исследования, и некоторые из них "заглядывают" на десять лет вперед. Но они отвечают лишь на вопрос, какие технологии будут доступны в то время. Что касается самих автомобилей, то мы максимум "заглядываем" на шесть-семь лет вперед, и не факт, что такие прогнозы сбудутся.
С другой стороны, я уверен, что машины будут более экономичными. Вряд ли они уменьшатся в размерах, но точно будут легче. Улучится пассивная и активная безопасность. И еще больше внимания будут уделять дизайну.
Вопрос: Какое будущее у спортивных автомобилей Ford?
Джон Флемминг: Будущее у них, определенно, есть. Fiesta ST, Focus ST - они пользуются спросом и точно останутся в модельной гамме. Не исключено, что появится Focus RS. Есть доводы "за" и "против", и решение еще не принято. Плюс мы продолжим участвовать в WRC.
Вопрос: А будет ли мощная версия Mondeo с шестицилиндровым двигателем?
Джон Флемминг: В принципе, у нас есть и V6, и рядная "шестерка", которые можно установить в Mondeo. Но я не уверен, что это стоит делать. Дело в том, что будущее за компактными моторами с турбонаддувом, двойным турбонаддувом или приводным компрессором. Поэтому вряд ли у Mondeo будет "шестерка". Хоть бензиновая, хоть дизельная.
Вопрос: Ford официально объявил, что хочет продать Jaguar и Land Rover. Можете ли вы что-то сказать про Volvo, ждет ли его такая же участь?
Джон Флемминг: Что касается Jaguar и Land Rover, то все так и есть. Возможно, эти бренды будут проданы в ближайшем будущем. Volvo продолжит быть частью Ford Motor, к тому же она тесно интегрирована в весь автомобильный бизнес.
В то же время глава Ford Алан Мюлалли дал старт масштабному стратегическому исследованию. В рамках этой работы будет изучен весь бизнес корпорации, все ее подразделения. И в непростых финансовых условиях нам очень важно понимать, какие из активов необходимо сохранить для дальнейшего развития, а какие, наоборот, можно продать и получить средства для инвестиций. Volvo - одно из подразделений, которое сейчас внимательно изучается.
www.ukrindustrial.com