Стоит отметить, что в ГАИ Подмосковья не первыми додумались до подобного новшества. «У нас уже 4 года работает «on-line квитанция», – рассказывает администратор сайта ГИБДД Северного административного округа Москвы Сергей Букуев. В милиции отмечают, что размещенная в интернете электронная квитанция чрезвычайно популярна и востребована, но доступна только для штрафников САО. «Я знаю, что некоторые автомобилисты даже как-то копируют квитанцию и изменяют в ней реквизиты для других отделений», – пояснил Букуев.
Одновременно с этим в Москве постепенно внедряется новая услуга – платежи ГИБДД через мобильные терминалы. Теперь оплатить правонарушение можно, не только отстояв мучительную очередь в сберкассе, но и как перевести деньги на мобильный телефон или интернет-счет – через специальный терминал. Банки устанавливают такие аппараты в своих отделениях и отделениях МРЭО и ГАИ. Новая система использует уже существующую схему денежных переводов «Лидер». Специальные электронные устройства наподобие банкоматов принимают деньги за административные штрафы, а также плату за регистрацию автомобилей, выдачу прав и ежегодное ТО. Система «Платежи ГИБДД on-line» подключена к милицейской базе штрафников.
Таким образом, информация об оплате штрафов поступает мгновенно в ГАИ, и после внесения денег задолженность водителя перед государством ликвидируется.
«Идея этого проекта возникла у московских бизнесменов, которые предложили свое сотрудничество Госавтоинспекции Москвы. Сейчас «штрафные терминалы» установлены практически в каждом отделении ГАИ», – рассказывает представитель правления кредитной системы денежных переводов «Лидер» Ольга Галыгина. По ее словам, за переводы взимается фиксированная плата, зависящая от размера платежа. «К примеру, с суммы от 10 до 499 рублей взимается 10 рублей», – рассказывает принцип работы системы Галыгина. Специалист отмечает, что сейчас подключение к системе «Платежи ГИБДД on-line» предоставляются в пользование и другим банкам, которые устанавливают свои наценки за переводы. За свои услуги банки берут до 5% от суммы штрафа.
«Мы тщательно следим за использованием нашей системы и не позволяем банкам шагнуть за 5-процентный порог», – отмечает Галыгина. В то же время источник «Газеты.Ru» в столичных правоохранительных органах заметил, что в последнее время в ГАИ рассматривается вопрос о прекращении этого проекта. «Начальство недовольно тем, что помимо штрафов водителям приходится платить и банкам», – поясняет источник. В «Лидере» эту информацию не подтвердили и напротив уверены, что программа успешна и сотрудничество с ГАИ продолжится. «Сборы штрафов повышаются, и мы сейчас устанавливаем дополнительные терминалы», – заключила Галыгина.
Однако, несмотря на успешность столичного эксперимента, в ГИБДД России «Газете.Ru» сказали, что пока не планируют вводить штрафные терминалы по всей России.
«Время покажет, нужны ли эти терминалы в регионах», – говорит замначальника ГАИ России Владимир Кузин. В таком мегаполисе, как Москва, по мнению Кузина, введение терминалов экономически оправдано. «А в маленьких городках вполне справляются и сберкассы, но в каждом случае нужно смотреть отдельно», – замечает милиционер.
Кузин также отметил, что с 1 января 2008 года, в соответствии с поправками в КоАП (внесенными федеральным законом №210-ФЗ от 24.07.2007 г.), граждане вправе не предоставлять квитанции об оплате административных штрафов в ГАИ. В то же время он рекомендует сохранять оплаченные квитанции при себе. «Из-за несвоевременности обновления базы оплаченных штрафов информация может не прийти, а дело направят судебным приставам, а так сразу будут доказательства», – поясняет Кузин. Он также заметил, что ошибочно советовать людям посылать квитанции об оплате штрафа в ГАИ.
Несмотря на это, как удалось установить «Газете.Ru», в некоторых московских и подмосковных отделениях ГАИ продолжают требовать от автомобилистов привозить квитанцию.
В разговоре о работе ГАИ по упрощению процедуры оплаты штрафа правозащитники называют усилия Госавтоинспекции недостаточными. «Это все какие-то полумеры, и одними только терминалами всей проблемы не решить, – считает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – По нашим данным, около 40% водителей хотели бы оплачивать штрафы, но у них нет такой возможности». Травин отмечает, что действующая система оплаты создает трудности для водителей и временные проволочки. По его мнению, у желающих оплатить штрафы должно быть больше способов это сделать. «С помощью списания со счета телефона по SMS, с зарплаты в бухгалтерии, на сдачу при покупке продуктов в магазине, при оплате мобильной связи, – предлагает Травин. – Как угодно, чем больше способов, тем лучше». В то же время он считает ошибочной отмену оплаты штрафа на месте у инспектора. «Мера задумывалась как антикоррупционная, однако мы видим, что она не работает», – говорит собеседник. Правозащитник уверен, что введение этого инструмента также может упростить расчеты водителей с ГАИ.
www.ukrindustrial.com