General Motors может слиться с Chrysler
"Я бы хотел серьезно изучить (этот вариант)", - сказал глава GM Рик Вагонер, выступая в четверг перед Комитетом по банковскому делу при Конгрессе США. Он добавил, что в этом году компаниям пришлось отказаться от переговоров о слиянии, поскольку GM не располагал достаточными средствами для сделки с Chrysler. Глава Chrysler Роберт Нарделли сказал, что ему, по всей видимости, придется оставить пост в случае слияния с GM, однако он "пойдет на это", если сделка спасет Chrysler и его работников. Руководство "Большой тройки" американских автоконцернов, в которую, помимо General Motors и Chrysler, входит Ford Motor Co, вопреки обыкновению, оставило личные самолеты в Детройте и прибыло в Вашингтон на автомобилях. Вагонер, Нарделли и глава Ford Алан Мьюлалли обещали законодателям переключиться на производство энергосберегающих автомобилей и сосредоточиться на сокращении производственных расходов. Однако законодатели довольно скептически отнеслись к подобным посулам, памятуя о том, что до сих пор компаниям так и не удалось отказаться от больших автомобилей с высоким расходом топлива и разработать экономичные модели, столь милые сердцу потребителей. "Я не верю, что автомобильные компании могут стать лидерами", - сказал на слушаниях в Конгрессе сенатор- демократ от штата Нью-Йорк Чарльз Шумер. Однако, вторя прочим законодателям, он заметил: "Мы не должны позволить отрасли пасть". Большинство американских законодателей ратуют за то, чтобы помочь Детройту, однако предоставление ассигнований автопрому затруднено из-за периода "межцарствия" - срок полномочий президента Джорджа Буша скоро истекает, а новоизбранный президент Барак Обама будет приведен к присяге только 20 января. Лидер демократического большинства в Сенате Гарри Рейд, спикер палаты представителей Нэнси Пелоси, председатель Комитета по банковским делам при Сенате Крис Додд и председатель Комитета по финансовым услугам в Палате представителей Барни Фрэнк в четверг направили Джорджу Бушу письмо с просьбой направить средства из $700-миллиардного пакета помощи экономике на поддержку автопрома. Администрация Буша утверждает, что $700 миллиардов предназначены для спасения финансового сектора. Упомянутые демократы-конгрессмены в письме выдвигают тот аргумент, что банкротство автомобильных компаний сильно навредит финансовой системе страны. Конгресс повременит с решением до следующей недели, а возможно, и дольше - несмотря на предупреждения о возможном банкротстве GM до конца декабря в случае бездействия властей. "На следующей неделе Конгресс может рассмотреть принятие законопроекта касательно помощи автопрому", - говорится в письме к Бушу. Главы автомобильных компаний в пятницу предстанут перед Комитетом по финансовым услугам при Палате представителей США. ПРИГОВОР "Ничто так не помогает сконцентрироваться, как смертный приговор, а нам грозит смертный приговор, если мы не будем действовать разумно и осмотрительно. Мы не уйдем из города, не сделав все возможное", - сказал Додд в конце почти шестичасовых слушаний. Другие законодатели вместе с Белым домом предложили видоизменить $25-миллиардную программу Энергетического управления, нацеленную на то, чтобы помочь автостроителям разработать новые технологии и начать выпускать энергосберегающие модели. Федеральная резервная система в отдельных случаях сможет предоставить кредит той или иной автомобильной компании. В пятницу ФРС должна направить Додду письмо с объяснением, как ей получить достаточный залог при выдачи подобных кредитов в соответствии с законом, сообщил Рейтер осведомленный источник. Две недели назад на предварительных слушаниях в Конгрессе руководству "Большой тройки" было отказано в помощи. В частности, законодателям пришлось не по вкусу то обстоятельство, что все три гендиректора прибыли в Вашингтон на персональных самолетах. На этот раз они решили не повторять ошибок и даже подчеркнуть свою приверженность энергосберегающим технологиям. Вагонер из GM подкатил к Капитолию на электрическом бледно-голубом Chevrolet Volt, хотя большую часть пути из Детройта в Вашингтон он преодолел, сидя за рулем гибрида Chevrolet Malibu Hybrid. Мьюлалли приехал на белом гибриде Ford Escape Hybrid, Нарделли из Chrysler правил белым электромобилем EV. Руководители автомобильных концернов вновь предупредили конгрессменов, что падающие автопродажи и спад на кредитном рынке угрожают будущему отрасли. что может обернуться потерей миллионов хорошо оплачиваемых рабочих мест. Идею слияния GM с Chrysler поддерживают сенатор- республиканец из штата Юта Роберт Беннетт и его однопартиец, сенатор из Теннесси Боб Коркер. "Я бы хотел, чтобы это произошло. Думаю, что это выход... Наша страна просто не может управиться с тремя отдельными автопроизводителями", - сказал Коркер. Однако президент Объединенного профсоюза авторабочих Рон Джеттельфингер поставил ребром вопрос о том, сколько рабочих мест будет потеряно в случае слияния и последующего сокращения расходов. ОБЪЕМ ПОМОЩИ МОЖЕТ ВЫРАСТИ GM просит у правительства $4 миллиарда, Chrysler - $7 миллиардов, причем уже к концу 2008 года. Помимо этого, GM замахнулся на $8 миллиардов в начале 2009 года и на $6-миллиардный кредит в случае дальнейшего ухудшения его финансового положения. Ford сказал, что пока располагает достаточными средствами, однако позже ему может понадобиться кредит в $9 миллиардов. Ведущий эксперт по экономике Moody's Economy.com. Марк Занди заявил Конгрессу, что сумма запрашиваемой помощи может возрасти. Сейчас автостроители хотят в общей сложности $34 миллиарда, две недели назад они просили $25 миллиардов. По мнению Занди, чтобы избежать банкротств, отрасли в итоге может потребоваться от $75 миллиардов до $125 миллиардов, и компании могут снова обратиться к правительству за помощью, израсходовав затребованные сейчас $34 миллиарда. "Я скептически, с недоверием отношусь к тому, что им хватит $34 миллиардов", - сказал Занди. В ноябре продажи трех крупнейших американских автостроителей снизились на 40 процентов. Додд считает, что банкротство даже одного участника "Большой тройки" нанесет "сильный, обширный ущерб" американской экономике, которая и без того уже год находится в состоянии рецессии. Сенатор от штата Алабама Ричард Шелби, возглавляющий республиканскую фракцию в комитете, как и многие другие его коллеги, сомневается в целесообразности трат: средства налогоплательщиков, по его мнению, не должны идти на спасение частных предприятий. Ранее Шелби выступал против выделения $700 миллиардов на поддержку финансовых компаний, теперь ему претит мысль о том, чтобы "применить те же стандарты к "Большой тройке" автостроителей". Во вторник все три автоконцерна представили Конгрессу планы дальнейшего эволюции бизнеса, желая доказать, что их предприятия вполне жизнеспособны. Белый дом в четверг заявил, что судить о действенности представленных планов еще слишком рано и что администрация сначала хочет выслушать выступления руководителей автоконцернов в Конгрессе. Во время слушаний на Капитолийском холме гендиректоры автокомпаний заявили, что согласны с наблюдением со стороны государства, если это поможет им получить запрошенные средства.