Какие автомобили обложат спецпошлиной?
По оценкам AUTO-Consulting, сегмент бензиновых автомобилей с объемом двигателя 1000 – 1500 смі и 1500 – 2200 смі сейчас занимает 80% всего рынка, из которых 45% приходится на автомобили украинского производства или сборки. В случае введения спецпошлины 33,4% на легковые автомобили с объемом двигателя 1000 – 1500 смі и 47% для легковых авто с объемом двигателя 1500 – 2200 смі на рынке освободится емкость равная 55% (!) всех автопродаж, так как импортеры перестанут завозить подобные автомобили и переключатся на модели за пределами "специального" диапазона.
Аналитики Института автомобилестроения и автомобильного рынка Украины прогнозируют, что в случае введения спецпошлины часть представительств иностранных заводов-производителей в ожидании реакции ВТО и мирового сообщества на действия украинского правительства могут временно прекратить импорт иномарок, тем более, что после землетрясения в Японии определенный дефицит автомобилей ощущается по всему миру, хотя украинские автоимпортеры ранее полностью выбирали свою квоту.
В случае введения спецпошлины на импорт, по прогнозам ВААИД, вместо ожидаемого ранее 25% -го роста авторынка, Украину ожидает по итогам года 15% падение по сравнению с 2010 г., паралич авторынка, вторая волна кризиса в автосегменте, дефицит автомобилей и одновременно их подорожание на 30-50%, а в отдельных случаях и выше. Автомобили станут попросту недоступны украинцам, притом основной удар придется на самый популярный и массовый сегмент авторынка, где продается 80% всех авто.
В AUTO-Consulting полагают, что введение спецпошлин на сегмент автомобилей 1000 – 1500 смі и 1500 – 2200 смі будет шоком для подавляющего большинства автомобильных операторов. Фактически, каждый из операторов будет вынужден менять планы, останавливать импорт и т.п. Учитывая, что последние 2 года для рынка были не самыми лучшими, такой удар ряд компаний просто не переживет. От таких действий проиграет потребитель, так как в освободившейся емкости из 55% рынка тоже будет повышение цен, исходя из законов бизнеса. Для покупателей это будет означать, что за автомобиль они будут платить больше. В перспективе, вырастет число собираемых, именно, SKD-сборок в Украине автомобилей и произойдет передел рынка. Но это вовсе не означает, что Украина получит какие-то ноу-хау или здесь появятся современные заводы.
В AUTO-Consulting считают, что Украине нужно разделить понятие сборки и производства и создать привлекательные условия для прихода инвесторов, как в России или Турции. Делать ставку на экспорт, расширять рынки за счет новых зон для торговли. Будет огромным достижением, если Украина подпишет соглашение о Зоне свободной торговли с ЕС, и наши производители получат уникальный шанс продвинуться на второй в мире по величине рынок стран ЕС, емкостью 12 млн. авто в год. Но важно не потерять и выход на российский рынок и рынки остальных стран СНГ емкостью 2,5-3 млн. в год. Тогда Украина будет уникальной страной интересной для автопроизводителей, с доступом на два крупнейших мировых рынка: ЕС и РФ, плюс наши транзитные возможности и доступ к морю, и рынкам Азии и Африки.
В AUTO-Consulting отмечают, что у Украины еще есть шанс стать значимой автомобильной державой, и играть какую-то роль на мировой арене. Но нужно сначала сделать цивилизованные ворота, а уже потом ставить высокий забор, иначе Украина обманет сама себя и за несколько лет изоляции утратит благоприятный момент.
Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко подчеркивает:
"Мы все хотим, чтобы украинские производители развивались, процветали и выпускали лучшие автомобили, но без конкуренции это не получится. Для них всегда есть соблазн свести все к простой сборке, и тогда Украина навсегда упустит свой исторический шанс. В Украине уже выпускали 400 тыс. авто в 2008 году, из которых подавляющее большинство заходило в виде машинокомплектов, которым прикручивали колеса и называли это производством. И что? Как только грянул кризис, от этих сборок не осталось и следа. Так будет и в этом случае."
Что еще может ожидать автомобильный рынок?
www.autoonline.com.ua