Каждый пятнадцатый автомобиль, проданный в этом году в Украине, может быть
конфискован
Киевлянин Сергей М., владелец новенького Mercedes-Benz S-класса, попал в неприятную историю. Через месяц после покупки автомобиля начал самопроизвольно «выстреливать» подголовник водительского кресла. На станции продавца устранить неполадку не смогли. За помощью он обратился на авторизированную СТО Mercedes-Benz, однако обслуживать по гарантии там отказались. «Мне сказали, что дилер, у которого я покупал Mercedes, является неофициальным и торгует не просто серыми автомобилями, а ввозит разукомлектованные машины, которые затем собирает в гаражах, не имеющих ничего общего с сертифицированными СТО. Такие автомобили на гарантию не принимают», — рассказывает Сергей.
В компании «АвтоКапитал», генеральном представительстве Daіmler AG в Украине, подтвердили, что авторизированные СТО с недавних пор не принимают на гарантию ранее разукомплектованные авто. «Такие автомобили пережили постороннее вмешательство, что нарушает условия гарантии. Неизвестно, когда, в каких условиях они разбирались, какие работы с ними проводились. В дальнейшем с такими автомобилями может произойти что угодно, в том числе самопроизвольное срабатывание активных подголовников или подушек безопасности. Кроме того, известны случаи махинаций с годом выпуска автомобилей.
Недавно стало известно, что один из серых продавцов завозил в Украину Mercedes-Benz 2005 года выпуска, оформляя их как автомобили, произведенные в 2007 году. Разумеется, клюнувшие на заманчивую цену покупатели об этом ничего не знали. Подлог автовладельцы могут выявить случайно, например, при проверке автомобиля по базам данных на сертифицированном СТО», — объясняет гендиректор компании «АвтоКапитал» Виктор Степаненко.
Контрабанда нон-стоп
Во Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров констатируют рост импорта разукомплектованных автомобилей премиум-класса. За восемь месяцев в Украину по такой схеме импортировано более 23 тыс. машин, тогда как в прошлом — около 3 тыс. (в 2006 году в Украине продано 371 тыс. новых автомобилей). В основном разукомплектованными везут дорогие автомобили из США и Арабских Эмиратов — Lexus, Toyota, Mercedes-Benz, BMW, Mazda, Nissan (кстати, машины для рынка Северной Америки не могут пройти сертификацию в Украине).
«Схема проста и гениальна, — рассказывает Алексей А., бывший серый дилер, занимавшийся поставками разукомплектованных машин. — Перед растаможиванием в порту с автомобилей демонтируют бампер, фары, сиденья. На таможне трейдер занижает инвойсовую стоимость машины, которая значится уже как «разукомплектованная». Если удастся договориться с таможенником, стоимость «недоукомлектованного» автомобиля можно снизить в 3-4 раза по сравнению с ценой завода-изготовителя. В этом году в Одесский порт заходили партии из 10-100 новых автомобилей, которые на таможне были оценены в $3 тыс. Именно с этой стоимости автотрейдеры платили пошлину, НДС и акциз».
По оценкам ВААИД, в этом году, используя схему «разукомплектованного ввоза», серые дилеры уже сэкономили на налогах около $2,7 млрд. В последние месяцы размах «левых» поставок достиг таких масштабов, что уже никто даже не пытается их маскировать. На трассах (особенно из Одессы в Днепропетровск и Киев) можно встретить автовозы с новыми японскими внедорожниками без бамперов, фар, решеток радиатора.
Поставками разукомплектованных автомобилей заинтересовалась Генпрокуратура, предписавшая Государственной таможенной службе (письмо № 07/2/1-144 от 04.09.2007 г.) принять меры «по приостановке ввоза разукомплектованных автомобилей».
По информации правоохранительных органов, в Одесском порту сейчас скопилось около двух тысяч автомобилей, которые готовят к растаможиванию в качестве разукомплектованных. Почти 80% этих автомобилей везут на заказ, под конкретных покупателей.
В Одессе уже открыто два уголовных дела по факту незаконного ввоза машин. Есть прецеденты, когда автомобили, растаможенные в качестве разукомплектованных, конфискуются в пользу государства. В конце августа в Киеве сотрудники СБУ накрыли автосалон, продававший внедорожники и седаны Mercedes-Benz, произведенные в США. Шестнадцать машин конфисковали, хотя к тому времени они уже были проданы и даже поставлены на учет в ГАИ.
По словам юристов, владельцы конфискованных автомобилей вряд ли смогут вернуть деньги. «Растаможенные с уклонением от уплаты от налогов автомобили на вполне законных основаниях могут быть признаны контрабандой, поэтому их, естественно, у владельцев конфискуют. Покупатель в таком случае должен сам выяснять отношения с автосалоном», — объясняет одесский юрист Сергей Толоконников. Но еще не факт, что судебные расходы будут оправданы. «Как показывает практика, серые дилеры арендуют торговые площади, а выставленные на продажу автомобили могут оказаться такой же контрабандой», — отмечает Толоконников.
Серые наступают
В этом году серые продавцы начали отвоевывать рынок у официальных дилеров. Доля серых поставщиков многих автомобильных марок не только не уменьшается, как ранее констатировали эксперты, а, напротив, растет. К примеру, в продажах Mercedes-Benz доля серых автомобилей за год увеличилась с 39% до 52%. Доля серого импорта Toyota составляет 50%, Porshce — 40%, Audi — 28%. А официальные продажи Lexus в Украине и вовсе стартовали только на прошлой неделе.
Примечательно что этот «бизнес» располагает к созданию организованных преступнх групп с мощными коррумпированными связями в таможенных органах и правоохранительных структурах, занимающихся контрабандой автомобилей. К примеру в этом году в Житомирской обл. была разоблачена такая ОПГ занимавшаяся контрабандой престижных автомобилей, ее члены имели связи в Киеве и Киевской области, в Винницкой, Волынской, Луганской, Днепропетровской, Сумской, Черновицкой, Черниговской, Полтавской, Тернопольской, Одесской областях и Автономной республике Крым.
В результате операции были изъяты 42 автомобиля общей стоимостью свыше 1 млн долл., легализованные по поддельным документам, а именно с использованием фиктивных нотариальных доверенностей, поддельных свидетельств о регистрации транспортных средств, похищенных паспортов граждан Украины и фиктивных доверенностей на продажу автомобилей.
По данным оперативников, злоумышленники занимались контрабандным ввозом в Украину угнанных за рубежом престижных иномарок с последующей их легализацией в Украине. После того, как похищенные в странах ближнего и дальнего зарубежья автомобили попадали на территорию Украины, в мастерских уничтожались и перебивались их номера агрегатов (шасси, кузова), а также изготовлялись поддельные документы и номерные знаки для машин.
В то же время СБУ пресекла действие канала контрабанды автомобилей престижных марок, к функционированию которого причастны отдельные представители дипломатического корпуса иностранных государств в Украине. На территорию Украины было ввезено свыше 60 иномарок, которые по документам предназначались для использования иностранными дипломатическими представительствами. Впрочем, эти автомобили после регистрации в ГАИ сразу снимались с учета и реализовывались гражданам через товарные биржи в Киеве без уплаты обязательных платежей. Автомобили были европейского или японского производства и ввозились из Германии, Польши, Италии.
При этом в таможенные органы и подразделения ГАИ предоставлялись фиктивные письменные обращения дипломатических учреждений, которые подтверждали принадлежность автотранспорта иностранным представительствам и служили основанием для освобождения от уплаты пошлины и сборов при регистрации автомобилей, общий ущерб государства от этих сделок составил свыше 1,5 млн. грн. По этим фактам СБУ возбуждены два уголовных дела по признакам преступления, предусмотренного ст.201 Уголовного кодекса Украины (Контрабанда).
Безусловно правоохранительным органам хорошо известно о многих существующих схемах контрабанды автомобилей в Украину. Но несовершенство законодательства и повсеместная коррупция одних людей в погонах значительно усложняют работу других людей, которые тоже носят погоны. «Во многих МРЭО на «проблемные» автомобили за определенную плату просто закрывают глаза», - говорят знающие люди. А специальное подразделение МВД Украины «Кобра» занимается не только обнаружением находящихся в розыске автомобилей, а охраной правопорядка и безопасностью дорожного движения вообще. То есть «Кобре» не суть важно, за что останавливать и впоследствии, возможно, задерживать правонарушителей: за незаконное ношение оружия, перевозку наркотиков, нарушение ПДД или езду на разыскиваемом автомобиле.
Так что, уважаемые автомобилисты и желающие ими стать, будьте предельно внимательны не только на дороге, но и при покупке «железного коня». С другой стороны, ждать и надеяться, что ситуация на автомобильном рынке когда-нибудь нормализируется было бы крайне наивно. Ведь, по оценкам экспертов, контрабанда похищенных автомобилей по доходности уступает лишь преступлениям в кредитно-финансовой и жилищно-строительной сферах. Так что всегда найдутся желающие «сыграть» соло на «автоконтрабасе», а также те, кто, сидя в дорогих креслах в высоких кабинетах, предпочтет посмотреть на все это дело даже не сквозь пальцы, а сквозь толстые пачки взяток.
Ликбез
Когда продавец говорит, что машина только-только пришла из Германии, 100-процентная таможенная очистка, а цена ее явно ниже среднерыночной, стоит, по-моему, поостеречься от такой покупки. Тут либо какой-то подвох с таможней, либо она угнана в сговоре с ее немецким хозяином, либо приобретена в Европе за копейки (а там за бесценок продается только автохлам, в который для нормальной эксплуатации придется вложить очень приличные суммы). Если уж очень понравилась машинка, стоит подстраховаться хотя бы от угонного случая. Крайне сложно, но в принципе возможно получить в российском НЦБ Интерпола бумагу, что данная машина не числится в базах розыска. Даже если через полгода она там появится, будет что предъявлять тормозящим вас инспекторам ГАИ.
Кроме того, нужно проверить VIN автомобиля. На иномарках этот номер выбит в 3—4 местах кузова. Кроме того, узлы и агрегаты автомобилей тоже имеют маркировку. По электронным каталогам фирм-производителей нужно сверить соответствие VIN и номеров агрегатов с заявляемыми продавцом авто. Для начала стоит обзавестись технической литературой о понравившейся модели и марке авто и выяснить хотя бы, где эти номера расположены. VIN, как правило, нанесен на рамке перед лобовым стеклом или в моторном отсеке, на передних порогах, в самых разных точках багажника. У внедорожников его располагают на раме и на крыле.
www.ukrindustrial.com