Киев играет против “Газпрома”

Украина заинтересована в том, чтобы остановить строительство второй очереди газопровода Nord Stream, который должен пройти по дну Балтийского моря из России в Германию. Это необходимо, считают в Минтопэнерго, чтобы Газпром не смог сократить объемы транспортировки топлива в ЕС через украинскую газотранспортную систему (ГТС).



Руководитель пресс-службы Минтопэнерго Константин Бородин сообщил "і", что во время переговоров главы топливного ведомства Юрия Бойко с министром экономики и технологий Германии Михаэлем Глоссом, которые прошли в среду в Одессе, была сделана "попытка простимулировать немецкую сторону добиться прироста поставок российского газа с украинского направления, а не через газопровод Nord Stream". Участники переговоров обсуждали возможности гармонизации проекта расширения мощностей украинской ГТС в рамках консорциума по ее управлению со строительством магистрали Nord Stream.

Предполагается, что это будет второй этап украинско-немецкого сотрудничества в рамках консорциума. Первым этапом расширения ГТС должно стать сооружение газопровода Богородчаны - Ужгород при поддержке Газпрома, который позволит к 2010 г. увеличить пропускную способность ГТС в ужгородском направлении на 20 млрд. куб. м.

В течение нескольких лет строительство ветки Богородчаны - Ужгород откладывается из-за заявлений Газпрома о необходимости передачи в управление консорциума всей украинской ГТС и несогласия с этим украинской стороны. Осенью 2004 г. Газпром и Нефтегаз начали активную подготовку к строительству ветки и даже отобрали подрядчиков (генподрядчик - Нефтегазстрой). Однако несколько депутатов Верховной Рады подали в Конституционный суд представление с просьбой истолковать юридическую силу договора между компаниями и признать необходимость его ратификации на уровне парламента. После президентских выборов Украина и Россия так и не договорились о строительстве ветки, проект был заморожен.

По оценкам Нефтегаза, если консорциум запустит новую ветку Богородчаны - Ужгород, объемы прокачки газа по территории Украины увеличатся до 140 млрд. куб. м в год. Стоимость проекта - не менее $1,5 млрд. Общая пропускная способность нашей ГТС на выходе достигает 178,5 млрд. куб. м в год, и они могут быть полностью востребованы Газпромом для удовлетворения постоянно растущего спроса в Европе.

Строительством магистрали Nord Stream занимается Газпром совместно с немецкими компаниями BASF и E. ON. Ожидается, что первая нитка магистрали будет введена в эксплуатацию в 2010 г. Ее ежегодная пропускная способность составит 27,5 млрд. куб. м. Также предусматривается строительство второй нитки газопровода, которая позволит вдвое увеличить объемы транспортировки топлива по Nord Stream - до 55 млрд. куб. м в год.

Целевыми рынками поставок по этой магистрали являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания. Если она заработает на полную мощность, то Газпром, как полагают в Минтопэнерго, сможет уменьшить транзит газа по украинской ГТС, а наша страна в результате утратит доминирующие позиции в транспортировке российского газа в европейские страны.

В министерстве считают, что это утверждение особенно актуально с учетом того, что к 2010 г. Газпром планирует ввести в эксплуатацию три новых трубопровода в обход Украины (кроме Nord Stream, в планах российской монополии также строительство магистрали "Южный поток" и второй очереди "Голубого потока" по дну Черного моря). По этим трубопроводам Газпром планирует поставлять на европейские рынки около 100 млрд. куб. м газа в год.

Сейчас через Украину в Западную Европу поступает более 80% экспортируемого российского газа. По данным Укртрансгаза, в 2006 г. в европейском направлении через нашу ГТС было транспортировано 113,8 млрд. куб. м газа, при общем объеме экспорта Газпрома в страны ЕС 161,5 млрд. куб. м. Доходы Украины от газового транзита составили около $2 млрд.

ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины" с долями по 50% у Украины и России было создано в 2002 г. по инициативе президента Леонида Кучмы. Официально объявленной целью консорциума стало привлечение инвестиций в модернизацию и развитие украинской ГТС, которая объединяет 36 тыс. км газопроводов, 79 компрессорных станций и 13 подземных хранилищ. Москва и Киев не против привлечения к управлению этим огромным хозяйством также европейских энергокомпаний, среди которых назывались немецкий Ruhrgas и французский Gas de France.


www.ukrindustrial.com

еще статьи на подобную тему

Комментирование закрыто.

При наполнении сайта использована информация из открытых источников. Владелец сайта не несет ответственности за недостоверную и заведомо ложную информацию размещенную на страницах сайта. При использовании информации опубликованной на нашем сайте, ссылка обязательна.

Реклама на сайте: