Основная из прозвучавших на конференции претензий - большая проблема с сервисным обслуживанием китайских автомобилей в нашей стране. Без ее решения зеленый свет китайским производителям не дадут. «Сейчас есть проблемы с техобслуживанием, - рассказал председатель комитета ТПП по предпринимательству в автомобильной сфере Михаил Добындо. - Хаос, который творится на российском рынке с китайскими автомобилями, необходимо направить в нужное русло, чтобы мы (российская и китайская стороны. - «Газета») поняли, чего хотим друг от друга».
В ответ представители китайской стороны пообещали наладить соответствующую инфраструктуру техобслуживания, приведя в пример опыт корейских автопроизводителей на рынке США. В первые годы работы на американском рынке корейцы столкнулись с той же проблемой сервисного обслуживания, однако через несколько лет смогли сделать все необходимое, чтобы ее решить.
Поверив в возможность решения этой проблемы, российская сторона поставила другую, не менее сложную преграду китайской стороне в лице представителей КААП и чиновников посольства. Михаил Добындо сказал, как отрезал: «Пока утвердившихся китайских автомобильных брендов для продвижения на российском рынке нет. Сначала нужно пройти этап экспорта, затем сборки и только потом экспорта капитала. Мы сейчас находимся только на первой стадии». Тем самым он дал понять, что разрешения на промсборку, которой китайские компании безрезультатно добиваются уже три года, не дадут еще в ближайшие пару лет. Подтверждением этому служат и безответные заявки компаний Chery, Geely и других на промсборку, которые уже давно лежат в МЭРТе.
Впрочем, по мнению некоторых экспертов, основной причиной ограничения китайского автопрома в России является не плохое техобслуживание, которое вполне можно улучшить, а боязнь конкуренции. «Основная причина: российские власти видят со стороны китайцев большую угрозу прежде всего из-за дешевизны их продукции, - считает аналитик инвестиционной компании «Финам» Вячеслав Кочетков. - Так что перспективы у китайцев небольшие. В 2007-2008 годах мы, скорее всего, так и не увидим разрешений на промсборку».
Пока же об успехе на российском рынке китайские автопроизводители могут только мечтать. По данным Ассоциации европейского бизнеса в России, добиться признания удалось только Chery: за семь месяцев 2007 года эта компания продала более 20 тысяч автомобилей в РФ. Всем остальным китайским маркам до этих показателей еще далеко. Да и планы Chery собирать на калининградском «Автоторе» с 2010 года по 200 тысяч автомобилей в год под сомнением: завод испытывает трудности, а гарантии, что они разрешатся, нет. Планам китайских автопроизводителей может помешать и проблема с рабочей силой: зарплаты от $150, которые получают рабочие в Китае, россиян не устроят. Другими словами, одно из основных конкурентных преимуществ китайского автопрома - дешевая рабочая сила - нивелируется.
Между тем на завоевание российского рынка у китайских автопроизводителей есть всего около трех лет. «К 2010 году российский рынок станет самым большим в Европе и обгонит британский, итальянский и даже германский рынки», - считает председатель комитета ТПП по развитию потребительского рынка Александр Борисов. При этом 90% продаваемых машин к этому времени будут собраны иностранными производителями, среди которых такие гранды, как Volkswagen, Ford, Toyota. Эти компании также обещают построить дешевые автомобили, и еще неизвестно, смогут ли китайские компании конкурировать с ними. Да и помимо технических и бюрократических проблем китайским автопроизводителям нужно решить проблему эстетическую: россияне пока с недоверием относятся к китайской продукции в целом, а дизайн китайских машин оставляет желать лучшего.
www.ukrindustrial.com