Колесам пора зимовать

В ближайшие недели на шиномонтажных станциях будут наблюдаться очереди длиной до месяца, поэтому специалисты рекомендуют резервировать места уже сейчас. Перед началом сезона почти все крупнейшие шинные компании представили от одной до трех-четырех новинок.Ежегодный рост рынка авторезины сейчас составляет около 20% в год, рассказывает менеджер компании «Автошина-Центр» Александр Колосюк. В целом, по разным оценкам, в денежном выражении объем рынка летней и зимней резины в 2007 г. составил около 2,5-3 млрд. грн. При этом в последние годы отмечается значительный рост поставок импортных шин - примерно на 40% в год, что напрямую связано с ростом продаж новых автомобилей.

В количественном отношении объем украинского рынка шин в этом году составит примерно 8-10 млн. единиц. Из них, по словам Евгения Старовойтова, гендиректора компании «Goodyear-Украина», около 6-7 млн. единиц ежегодно продаваемой резины - для легковых авто. Начальник отдела закупок шин и дисков компании «Омега-Автопоставка» Наталья Рева отмечает, что из этого числа объем шин производства стран СНГ (Россия и Беларусь) остается по-прежнему довольно высок - около 8-9 млн. шт.

По данным агентства Pro-Сonsulting, украинским заводам «Росава» (Белая Церковь) и «Днепрошина» (Днепропетровск) на рынке по-прежнему принадлежат около 72% отечественного рынка шин. При этом доля «Росавы» составляет около 68%, еще 4% контролирует «Днепрошина». По данным Госкомстата, в прошлом году общий объем производства отечественных шинников составил 5,8 млн. штук, из которых более половины - зимние модели, представленные для продажи в этом году. В нижних ценовых сегментах, а также в секторе грузового и спецтранспорта доля этих отечественных брендов традиционно превышает 90%.

Зачем ждать две недели

Со времен бурного роста продаж новых автомобилей в нашей стране практически пропорционально росли и доходы компаний, инвестировавших в сети СТО и шиномонтажные мастерские. Объем сектора услуг шиномонтажа этой осенью и зимой составит не менее 1,5 млрд. грн.

«Рынок услуг шиномонтажных работ в Украине на данном этапе остается очень сырым. В стране есть и как вполне передовой уровень, соответствующий мировым стандартам, так и кустарные методы»,- рассказывает директор сети сервис-центров «Еврошина» Вячеслав Мельник. По его словам, в связи с бурным ростом продаж автомобилей премиум-сегмента в нашей стране крупные шиномонтажные центры все больше конкурируют между собой в дополнительном сервисе.

Например, покупателям резины в магазинах многих сервис-центров предлагается даже бесплатный шиномонтаж либо шиномонтаж с большими скидками. Так, компания «Еврошина» предлагает покупателям своей сети бесплатное хранение летней и зимней резины на своих складах. В премиум-сегменте этих услуг компании стараются все больше использовать дорогое фирменное оборудование для монтажа и демонтажа, а также быстрое переобувание при помощи специализированных пневмоподъемников, поднимающих весь автомобиль целиком для замены всех покрышек одновременно.

Максим Станнаев, глава управления продаж автотранспортного страхования СК «Нова», рассказывает, что немало ДТП прямо или косвенно связаны с некачественной резиной либо недобросовестной работой отдельных шиномонтажных мастерских, которые, к примеру, могут не до конца провести балансировку колес. Отдельные СТО просто не имеют достаточного оборудования для полноценного шиномонтажа с современными автомобилями и материалами.

«На так называемом левом шиномонтаже вам формально выполнят все работы, но могут не заметить деформированных дисков, которые нужно чинить, либо не заменить изношенный ниппель,- рассказывает эксперт.- В результате этого колесо начинает медленно спускать, машину ведет, и в какой-то критический момент колеса не справляются с поставленной задачей».

Впрочем, никаких точных данных по этому поводу нет, так как при возникновении ДТП очень трудно доказать вину СТО, особенно если работы были выполнены несколько недель назад. «Осенью происходит массовое переобувание автомобилей. На всех шиномонтажах в Киеве, даже на самых дорогих и высококачественных, которые работают круглосуточно и без выходных, очереди достигают двух-трех недель,- рассказывает господин Станнаев.- Те, кто не успел заблаговременно зарезервировать место в очереди, на свой страх и риск вынуждены обращаться на станции попроще».

Проблема в том, что поскольку повышенный спрос вырастает лишь дважды в году, монтажникам выгоднее работать в час-пик под завязку и круглосуточно, чем расширять количество и мощности мастерских, которые несколько месяцев будут простаивать.

Переобуваются не все

По оценкам шинных компаний, реально эксплуатируют зимние шины лишь 60% автомобилистов нашей страны. Остальные предпочитают либо всесезонные шины, либо вовсе ставить автомобили в гаражи до ближайшей оттепели. «Учитывая это, плюс вклад новых владельцев автомобилей, купленных в 2008 г., мы оцениваем, что рынок зимних шин иностранных брендов в этом году может составить примерно 1 млн. единиц,- говорит начальник отдела маркетинга компании «Еврошина» Анна Шило.- Как правило, рост объема продаж иностранных автомобилей приводит и к пропорциональному увеличению продаж импортных шин. В 2008 г. в Украине доля иномарок в продажах новых автомобилей составит около 70%».

Несмотря на это, именно на зимние шины приходится большая часть продаж. Как отмечает руководитель компании «Goodyear-Украина», шинные компании давно заметили закономерность отечественного рынка: примерно 2/3 всех годовых продаж автопокрышек составляет именно зимняя резина. «Это связано с тем, что практически все новые автомобили прибывают в нашу страну либо на летней резине, либо на всесезонке,- говорит Евгений Старовойтов.- Но поскольку в условиях Украины зимой даже всесезонка не рекомендуется к эксплуатации, почти все автомобилисты вынуждены покупать зимний комплект».

По словам господина Колосюка, в этом году на зимний сезон цены, как и в прошлые сезоны, повышены примерно на 3-10% (в зависимости от производителя и модели). Вместе с тем среди новинок в этом году представлено множество моделей по более доступной цене, которые включают в себя более качественные технические параметры, ранее представленные лишь в высоком ценовом сегменте.

Импорт

Из импортной продукции по-прежнему на рынке серьезно представлены российские шины заводов «Амтел-Поволжье» и «Нижнекамскшина», а также белорусские шины, производимые «Белшиной». Как отмечает менеджер компании «Автошина-Центр» Александр Колосюк, среди особенностей этого и последних нескольких лет - стремительное расширение ассортимента корейских шин: Kumho, Hankook, Maxxis, одним из преимуществ которых продавцы называют более конкурентное соотношение цены и качества. Китайской резины в Украине по-прежнему немного, хотя из КНР в Украину может поступать немало летней резины ведущих западных брендов.

Главные конкуренты двух отечественных производителей - импортные покрышки среднего ценового сегмента, которые традиционно дороже всего на 100-150 грн. Среди них: польская Debica, финская Nokian, чешская Barum, словацкая Matador и российская Amtel. Примерно 30-40% в сегменте легковых авто с этими брендами по популярности в этом году традиционно поделят крупнейшие мировые производители, представленные в премиум-классе: французская Michelin (владеет также брендами Kleber Wolber, Riken, Taurus), немецкая Continental (Barum, Semperit, General Tire, Gislaved и др.), японская Bridgestone (управляет также финской Nokian) и американская The Goodyear Tire (бренды GoodYear, Fulda, Kelly, Sava Debica и Dunlop). В целом на украинском рынке сейчас можно найти более 25 разных торговых марок и до двух десятков зимних новинок с разными характеристиками для легковых авто.

«При выборе любой зимней резины всегда должен быть компромисс,- отмечает Анна Шило.- Выигрывая по одним характеристикам, покрышка будет проигрывать по другим. Поэтому задача потребителя - определиться с приоритетами, какие практические задачи должна выполнять именно ваша шина». По ее словам, владельцы автомобилей среднего и премиум-класса в большинстве своем традиционно покупают шины давно известных производителей - Good Year, Michelin, Сontinental, Bridgestone и Nokian Tyres. По ее словам, среди владельцев в особенности японских внедорожников в последние годы отмечается стремительный рост спроса на японские же покрышки брендов Toyo и Yokohama, которые ранее не были широко представлены в Украине.

Технологии

В этом году продолжает меняться структура спроса на разные типы резины: профильные дилеры констатируют смещение в сторону шин больших диаметров (от 13-14 до 16-18 дюймов), снижение профиля шин (от 65 мм до 55 мм, 50 мм и ниже) и значительный рост покупок высокоскоростной резины.

Ведущие шинные компании в новинках предлагают на выбор все большую глубину протектора шины (от 5% до 8%), совершенствуют основные технологии строения ламелей (технологии Lamelles Stabiligrip и VTS). Также специально для Украины и нескольких других стран с холодными зимами расширяется линейка шипованных зимних покрышек. Нешипованная резина ведет себя увереннее на заснеженной дороге и на асфальте, шипованная - на заледенелом покрытии, мокром льду и каше. Шипы сильно шумят и быстро изнашиваются при езде по асфальту. Поэтому данный тип покрышек даже для украинской зимы сегодня рекомендуют ставить лишь на авто, которые приходится эксплуатировать на сложных загородных трассах.

При нормальных условиях зимняя покрышка должна удовлетворять требования сокращения тормозного пути примерно вдвое со скорости 80 км/ч по мокрой дороге и при температуре ниже +7 по Цельсию. На льду эффективность торможения может увеличиться почти в восемь раз. Одной из основных технических тенденций почти всех брендов становится увеличение максимальных скоростных режимов при более эффективном торможении. Более эффективных скоростных характеристик производители достигают за счет совершенствования химического состава резины, благодаря чему с каждым годом зимние новинки становятся более мягкими на ощупь, но более прочными - с точки зрения износа.

Шины не сдаются

Еще одна ключевая инновационная тенденция для шинных компаний последних лет - технология Run Flat, которая позволяет продолжать ход автомобиля в случае потери воздуха или прокола шины на расстояние не менее 50-200 км на скорости до 80-100 км/ч. Почти все премиум-бренды продолжают совершенствовать свою линейку «непрокалываемых» шин.

Принцип технологии Run Flat основан на усилении боковины покрышки, которая в случае прокола удерживает ее на достаточном уровне для сохранения всех ходовых параметров колеса. Так, у Goodyear представлена дополнительная технология EMT, которая работает благодаря усиленному каркасу вдоль всей покрышки так, что шина выдерживает вес автомобиля даже при полной потере воздуха, не подавая внешне никаких признаков сдутия. Впрочем, такие шины могут использоваться только при наличии системы контроля за давлением. У Bridgestone аналогичная технология называется Run Flat Tyre (RFT), у Kumho - eXtended Run flat Performance (XRP), у Pirelli - Run Flat (K-Pressure), у Continental - Self-Supporting Run flat Tyre (SSR), включающие в боковой стенке специальный каучуковый усилитель.

Кроме того, у Continental предлагается более совершенная технология ContiSupportRing (CSR), которая представляет собой дополнительное металлическое кольцо с гибкой опорой внутри самой покрышки, монтирующееся непосредственно на обод. Во время нормального движения система CSR не влияет на динамические свойства, но в случае резкой потери воздуха кольцо будет поддерживать шину.

Интересна еще одна новая технология от Continental - система ContiSeal, буквально означающая беспрокольные шины или проколы, ликвидирующиеся сами собой. В этой технологии внутренняя обшивка шины покрыта вязким и липким материалом, который моментально затягивает повреждения диаметром до 5 мм.

Компания Pirelli предлагает еще более удивительную технологию - SWS. По сути это шины, которые сами производят подкачку. SWS работает при помощи особого резервуара со сжатым воздухом, встроенного в обод колеса и позволяющего «подкачивать» проколотую шину автоматически. Система активизирует клапан резервуара при сообщении датчика о потере давления воздуха в шине.

НОВИНКИ ЛИДЕРОВ

Continental

Немецкий производитель представил Winter Contact TS 830. Основной упор в модели сделан на улучшение тормозных характеристик и сокращение времени разгона на обледенелой и заснеженной дороге. Эти характеристики на льду и снегу в новинке улучшены на 7% по сравнению с предшественницей. В покрышке предложен направленный рисунок протектора с функциональным разделением, где центральная часть предназначена для обеспечения сцепления на льду, а плечевая зона - для торможения на снегу. Для этого в центральной части протектора размещены крупные грунтозацепы и много трехмерных ламелей. Улучшен показатель сопротивления качению, сравнимый с уровнем летних шин, что не только улучшает реакцию рулевого управления при поворотах на высоких скоростях, но и приводит к экономии горючего.

Bridgestone

Производитель представил в этом году новейшую нешипованную шину Blizzak WS60. При ее изготовлении применена технология Tube Multicell Compound. «Благодаря пористому строению, протектор шины, подобно губке, впитывает водяную микропленку между шиной и ледяным покрытием. А уникальные bite-частицы в составе шины работают, как микрошипы, обеспечивая автомобилю лучшую устойчивость на льду, в снегу и слякоти»,- отмечает начальник отдела маркетинга компании «Еврошина» Анна Шило.

Goodyear

Как отмечает гендиректор компании «Goodyear-Украина» Евгений Старовойтов, представленная совсем недавно в Украине лучшая новинка Ultra Grip Performance-2 включила в себя новую технологию так называемого «адаптивного сцепления» (Adaptive SipeGrip), которая подразумевает более агрессивный способ зацепления колеса с поверхностью благодаря дополнительным кромкам зацепления на покрышке. Наталья Рева из компании «Омега-Автопоставка» в свою очередь отмечает две другие технологические новинки ведущего в мире производителя шин - Goodyear Vector 4Seasons и Goodyear Ultra Grip Extreme. «У первой представлен так называемый адаптивный дизайн SmartTred - технология, которая позволяет достичь максимальных показателей в разных погодных условиях за счет того, что в снег и слякоть работает так называемый V-образный рисунок протектора, а на сухой дороге - боковые зоны,- рассказывает госпожа Рева.- На второй покрышке представлена другая технология - 3-D Bis. Это технология тройного зацепления ламелей между собой, что позволяет максимально улучшить курсовую устойчивость».

Michelin

Компания Michelin продолжает совершенствовать уже хорошо зарекомендовавшую себя гамму Michelin Alpin A3. «В этих покрышках использовано последнее достижение компании - резиновая смесь Helio Compoud. Как отмечает сам производитель, она позволяет улучшить сцепные свойства при низких температурах, а также более короткий тормозной путь при увеличении срока службы примерно на 25% дольше аналогов,- рассказывает госпожа Шило.- Новая модель X Ice Xi2 включила в себя новый протектор с системой «Микропомп» и более мягкую резиновую смесь Flex-Ice. Система Z-ламелей, имеющая двунаправленные, самоблокирующиеся ламели, обеспечивает улучшенную устойчивость блока протектора».

Nokian

В этом году компания представила Hakkapelitta R и Hakkapelitta R SUV для внедорожников. Эти модели созданы для эксплуатации в особо суровых зимних условиях. Hakkapelitta R - фрикционная шина, обеспечивающая особое сцепление в экстремальных, мягких и влажных условиях. «Благодаря расположенным на шашках протектора ламелям-насосам, откачивающим воду с поверхности дороги, у этой покрышки улучшается сцепление на мокром льду,- рассказывает директор сети сервис-центров «Еврошина» Вячеслав Мельник.- Следует также отметить низкое сопротивление качению, что уменьшает расход топлива примерно на 0,5 л на каждые 100 км. Обновленный состав резиновой смеси (силика и рапсовое масло) улучшает сцепление с мокрой дорогой, при этом данные покрышки обеспечивают почти полное отсутствие шума, считающегося обычным делом для зимней резины».

// Экономические Известия




www.autoweek.com.ua

еще статьи на подобную тему

Комментирование закрыто.

При наполнении сайта использована информация из открытых источников. Владелец сайта не несет ответственности за недостоверную и заведомо ложную информацию размещенную на страницах сайта. При использовании информации опубликованной на нашем сайте, ссылка обязательна.

Реклама на сайте: