Если перефразировать Владимира Маяковского, то можно с уверенностью сказать, что свободный рынок - хорошо, а монополии - плохо. Большинство из нас понимает, что когда на рынке существует всего одна компания, то она может устанавливать практически любые цены за свои услуги. От этого будут страдать в первую очередь конечные потребители, то есть мы с вами.
Правда, в некоторых случаях без монополий не обойтись, нет достойных конкурентов у «Укрзалізниці». Однако одной монополии Минтрансу показалось мало. Как говорят участники рынка, в ведомстве не против монополизации рынка буксирных перевозок. Первый претендент на роль единой буксирной компании в Николаевском регионе и Украине - ООО «Судоходно-буксирная компания «Морвест». Возглавляет фирму некто Павел Викторович Мороз. 14 октября 2008 г. этот господин направил министру транспорта Иосифу Винскому письмо, в котором расписал все «ужасы» сегодняшнего положения дел на рынке буксирных перевозок и предложил ни много ни мало передать весь буксирный портовый флот Украины в аренду принадлежащему ему предприятию.
В Минтрансе заинтересовались таким предложением. Ведомство даже не смущает, что, согласно информации издания «Морские бизнес-новости Украины», ООО «Морвест» зарегистрировано 23 сентября 2008 г., то есть всего за 3 недели до подачи в ведомство письма. Более того, уставный капитал ООО «Морвест» составляет аж… 60 тыс. грн. Этой суммы не хватит даже на покупку буксира - это стоимость 34 часов 50 минут работы одного буксира. Несмотря на это, письмо с комментарием «вопрос актуальный» было написано директору Государственного департамента морского и речного транспорта с просьбой «совместно с администрациями морских торговых портов рассмотреть и представить предложения».
Что будет дальше, даже не нужно объяснять. Если предприятие будет монополизировано, то цены на услуги буксиров вырастут, за что в конечном итоге заплатят простые украинцы.
ДЕНЬГИ ОТ «ЖЕЛЕЗКИ»
Не секрет, что финансовые потоки госмонополиста «Укрзалізниці» просто огромны. И использовать их, особенно во время кризиса, не откажется ни один бизнесмен. Положили на них глаз и в Минтрансе. Ведомство решило подмять под себя самые лакомые кусочки от железнодорожного пирога.
Глава фракции Блока Литвина в Верховной Раде Украины Игорь Шаров уверен, что проведение руководством Министерства транспорта и связи структурных изменений может привести к разрушению отрасли. Шаров, как и многие специалисты, выражает недоумение по поводу того, что, несмотря на многочисленные их протесты, решения Генпрокуратуры и премьер-министра Юлии Тимошенко, до сих пор не отменен приказ Минтранссвязи, в соответствии с которым из единого технологического комплекса с диспетчерским управлением железнодорожного транспорта Украины изъят ряд предприятий по перевозке грузов с общим парком остродефицитных вагонов более 20 тысяч единиц.
- В результате данного решения в период наибольших объемов железнодорожных перевозок вагоны «Укрзалізниці» находились в долгосрочной аренде за рубежом, что привело к значительным финансовым и временным потерям при транспортировке отечественных грузов, - уверен Игорь Шаров.
Кроме того, глава фракции Блока Литвина отметил, что некоторые инициативы Минтранссвязи по передаче пакетов акций ряда ОАО по ремонту подвижного состава и специальных шпальных заводов из оперативного управления «Укрзалізниці» в Департамент железнодорожного транспорта министерства повлечет резкое увеличение затрат на ремонт подвижного состава и путей и, соответственно, увеличение себестоимости перевозок. Теперь становится понятно, почему цены на билеты собираются повышать чуть ли не ежемесячно.
Вокруг Минтранса периодически вспыхивают и другие скандалы. Это и загадочная история с созданием нового отраслевого банка «Стандарт», когда, по слухам, руководителей ведущих транспортных предприятий стали настойчиво убеждать приобрести акции этого коммерческого банка. И вечные проблемы с аэропортом Борисполь, и скандалы с руководителями морских предприятий.
ВСЕ НА ВЫБОРЫ?
Так зачем же руководству ведомства так открыто нарываться на скандал? Ответ оказался прост.
- С конца прошлого года появилась информация о том, что Винский продвигает идею своего нового левого проекта, - уверен политолог Владимир Фесенко. - И лоббирует таким образом свои личные интересы. Мы уже видели аналогичный проект у Василия Волги. Рейтинг у такой силы - не больше ноль целых и пару десятых.
Скажем честно, судьба Винского как политика в этой стране волнует немногих. Но думаю, что всем хотелось бы, чтобы свои сомнительные эксперименты он и другие политики проводили не за счет нас с вами.
www.ukrindustrial.com