Наш ответ бездорожью: В Тольятти отпраздновали 30-летие первой «Нивы»

В истории отечественного автомобилестроения есть страницы, о которых приятно вспоминать. Их не слишком много, и одна из самых, пожалуй, ярких — это разработка и серийный выпуск первого в мире компактного внедорожника, наделенного системой постоянного полного привода. Очень успешного ВАЗ-2121 «Нива». Накануне памятной даты АвтоВАЗ обнародовал некоторую прежде не публиковавшуюся информацию, которая также заслуживает внимания. К идее создания комфортабельного отечественного внедорожника советские конструкторы обратились в конце 60-х годов. Во всяком случае, на самом АвтоВАЗе к работе приступили в 1970-м. Поскольку в те времена без высокого начальства решительно никакие вопросы не решались, за «Ниву» стоит поблагодарить председателя Совмина СССР Алексея Косыгина. Он, кстати, был и одним из зачинателей самого ВАЗа. Летом 1970 года товарищ Косыгин посетил Тольятти, осмотрел конвейер и «высказал пожелание увидеть на нем полноприводные «Жигули».



Как выяснилось, выпускавшиеся в то время «копейки» и «трешки» (в различных модификациях) привлекали только горожан. Деревенские же жители, не избалованные асфальтовыми дорогами, предпочитали «неубиваемые» «Москвичи», которые выпускались куда как более скромными сериями. А ведь организация широкомасштабного автомобильного производства на берегах Волги задумывалась в том числе и для того, чтобы «выкачать» денежные массы накоплений, бывших для граждан СССР мертвым грузом — купить-то все равно было нечего… Вот и решили организовать производство доступного легкового автомобиля повышенной проходимости.

И работы закипели. Кстати, параллельные — и небезуспешные — по проектированию внедорожника с 1965 года велись и на «Москвиче» (где в 1959-61 гг. мелкой серией выпускался полноприводный «Москвич-410» и готовился прототип внедорожника «Москвич-415»), и на ГАЗе, и на Ижевском автомобильном заводе (тогда еще очень молодом предприятии). К 1970 году там уже были созданы два прототипа — Иж-5 и Иж-14 (в их разработке приняли участие инженеры НАМИ). ВАЗовцы начинали работу с нуля.

Первый вариант автомобиля — Э2121 — прозвали «крокодилом» за рубленые формы, напоминавшие одновременно о «Кубельвагене» (плавающем внедорожнике вермахта) и «Виллисе» — появился на свет 35 лет назад, в апреле 1972 года. Линии кузова были прямы, верх — брезентовый, переднее стекло — складное. На этом макете «обкатывали» идеи. В результате дорожных тестов было определено несколько основных принципов будущей «Нивы». Например, постоянный дифференциальный полный привод, возможность применения дисковых передних тормозов, передняя независимая подвеска, наличие понижающей передачи и необходимость блокировки межосевого дифференциала.

Это уже потом ведущий конструктор Петр Прусов, «кузовщик» Лев Мурашов и дизайнер Валерий Семушкин задались вопросом — почему у ВАЗовской машины нет «жигулевского» комфорта? И тогда Семушкин нарисовал новый кузов… Однако машина не понравилось: конструкторам указали на то, что они отходят от классической компоновки внедорожника — рамной конструкции, рессорной подвески, неразрезных мостов, низкооборотистого двигателя большого объема. ВАЗовцы же предлагали применить несущий кузов — до этого никто в мире подобных внедорожников не делал. Suzuki Vitara и Jeep Cherokee появились позже. Судьбу внедорожника решил тогдашний генеральный конструктор ВАЗа Владимир Соловьев — именно он убедил технический совет завода еще раз рассмотреть предложение разработчиков. И после весьма жарких споров проект был утвержден.

А вскоре настала и пора первых испытаний — в сопровождении военных УАЗов закамуфлированные прототипы (их радиаторную решетку украшала латинская F — всем любопытным Семушкин объяснял, что это новая модель Fiat) прошли своим ходом через пустыни Средней Азии до самой южной точки СССР — города Термеза. Пробег показал, что надо доделывать переднюю подвеску, системы охлаждения, вентиляции и воздухозабора. Кроме того, решено было отказаться от цельных стекол дверей — они перекашивались. Однако самые серьезные изменения пришлось вносить все-таки в подвеску. У завода не было оборудования, которое позволяло бы выпускать синхронные карданные шарниры. Пришлось покупать лицензию на ШРУСы у компании «Рцепа-Бирфильд».

А 16 февраля 1974 года на Дмитровском полигоне начались испытания, в которых приняли участие уже получившая индекс ВАЗ-2121 и Иж-15. Их показатели сравнивали с тестовыми УАЗ-469, Land Rover и Range Rover. Как бы ни гордились в Ижевске своим вездеходом, испытания показали, что машина очень «сырая». «Нива» была более скоростной (130 км/ч против 120 у Иж-15), разгон до сотни занимал 22,1 секунды (против 30,5). Вазовская модель и управлялась лучше. Вне всякого сомнения — Иж можно было доработать! И, наверное, нужно. Но в то время автомобилестроение развивалось благодаря вливаниям из госбюджета, и в Совмине решили, что два внедорожника автопрому не потянуть.

Еще через год «Ниву» показали широкой публике. В то время автосалонов еще не проводили, и премьера прошла в августе 1975 года на ВДНХ.

А еще через год в Москве разразился очередной съезд КПСС… По традиции тех времен, съезду было принято дарить подарки. И на ВАЗе решили собрать пробную партию «Нив» — по обходной технологии.

Тогда уже было решено, где будут собирать конвейерную «Ниву». Изначально планировалось построить новый корпус — примерно там, где сейчас выпускается «Калина». Но — решили сэкономить, и все производство разместили в цехе «062», где на 85 тысячах кв. метров установили практически все необходимое оборудование — от сварки до покраски. Однако накануне съезда цех еще не был готов — машины собирали «на коленке». Так на свет появились первые десять «Нив», которые дошли до Москвы своим ходом. Но на съезд они опоздали. Машины просто-напросто подарили некоторым региональным руководителям. Как водится, создатели «недоношенной» партии следили за здоровьем своих «деток», но в процессе эксплуатации особых нареканий выявлено не было.

И вот, наконец, свершилось: 5 апреля 1977 года с конвейера ВАЗа сошел первый серийный автомобиль ВАЗ-2121. На тех машинах было много серийных деталей от «трешек» — например, фонари, которые потом заменили на более современные «шестерочные». А фары долгое время так и оставались «трешечными». Стоила машина немало — 9000 рублей (почти как «Волга»). Но на Западе она была еще дороже — 22 тысячи марок. Кстати, на Запад и только на Запад поставлялись дизельные версии — ВАЗ-21215. Да и, чего греха таить, львиная доля «тиража» отправлялась на экспорт.

В 1978 году машина попала во Францию, где произвела фурор. Успех обеспечили французские продавцы Жак и Жан-Жак Пок. Они заявили «Ниву» на участие в ралли «Париж-Даккар» 1980 года. И спонсировали участие. В том году «Нива» заняла 19-е место, что было уже неплохо. Успех укрепило третье место в культовом ралли «Париж-Дакар» в 1981 году.

Есть мнение, что именно «Нива» открыла «Авто-Экспорту» дорогу в Европу. Говорят, случилось это так. Зима 1979 года выдалась в Европе удивительно снежной и морозной. В ледяной каше буксовали не то что европейские легковушки, но даже «джипы». И лишь редкие в то время «Нивы», на зависть окружающим, легко преодолевали спуски и подъемы. После этого спрос на советские машины резко возрос.

В 1982 году французские гонщики выиграли на «Ниве» «Ралли фараонов» в Египте и «Алжирское ралли». Неудивительно, что в том же году 40% регистраций всех внедорожников приходились на «Ниву». А в Австрии ВАЗ-2121 заняла 90% внедорожного сегмента рынка.

Разумеется, не обошлось без репараций — самая массовая поступила из Германии. Немцы, любители быстрой езды, умудрялись «выжимать» из, в общем-то, неторопливых «Нив» 140 км/ч. Раздаточные коробки не выдерживали такой эксплуатации в длительных режимах и попросту рассыпались. Ситуация изменилась лишь после того, как конструкторы доработали «раздатку».

Раздаточная коробка доставила немало хлопот и отечественным владельцам «Нив». Именно она была самой шумной деталью машины. Плюс к тому здорово вибрировала. С последней проблемой в гаражах научились бороться. Машину поднимали на козлы, ослабляли винты, крепящие раздаточную коробку к кузову, и включали четвертую передачу. В результате «раздатка» занимала оптимальную позицию, которую и закрепляли болтами.

Рестайлингу за 30 лет «Нива» подвергалась несколько раз. В первый — уже в самом начале своей карьеры. Сначала на автомобиле стояли «двухцветные» фонари от «трешки». Однако, как только на конвейер встала «шестерка», ее задние фонари перекочевали и на «Ниву». Потом — вскоре после появления ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 — «Ниве» подарили более современные «вертикальные» фонари.

А вот «мордашка» той же «трешки» на «Ниве» продержалась очень долго. И придуманная в начале 70-х компоновка моторного отсека — тоже. Стандартные «Нивы» так и сходят с конвейера с запаской под капотом.

Более же серьезные изменения происходили реже. Была, например, предпринята попытка создать ВАЗ-2122 «Река» — легковой автомобиль-амфибию для охотников, рыболовов и некоторых подразделений спецслужб. Работы над прототипом Э2122 начались еще в 1978 году. За основу взяли того самого «крокодила», только кузов сделали «непромокаемым» и водоизмещающим. Однако дальше единичных экземпляров дело не пошло, и в 1987 году проект положили на полку.

Куда удачнее сложилась судьба длиннобазной пятидверки ВАЗ-2131. Несмотря на то, что поклонники классической «Нивы» воротили носы от этой машины, она все-таки нашла своего покупателя. Чего не скажешь о так называемом минивэне «Надежда» ВАЗ-2120, который был построен на базе 31-й. Машина получилась настолько «сырой», что даже после рестайлинга, с «десяточной» оптикой пользовалась весьма ограниченным спросом и часто ломалось.

А своеобразным апофеозом, наверное, можно считать появление ВАЗ-2123. Правда, на конвейер машина попала только благодаря созданию совместного предприятия с GM. И, почти сразу же после выхода в серию, Chevy Niva, пусть не бесспорно, была признана самым комфортабельным из вазовских автомобилей, и самым дешевым внедорожником в своем классе.

Тем не менее, модификации 21-й до сих пор сходят с конвейера. Причем не только в Тольятти. Собирают «Нивы» и в СНГ, и за океаном, в Южной Америке. И, как утверждают на ВАЗе, в теперь уже более чем 30-летней истории рано ставить точку. «Ниву» ждет очередной рестайлинг и новое имя — «Лада 4х4».


www.ukrindustrial.com

еще статьи на подобную тему

Комментирование закрыто.

При наполнении сайта использована информация из открытых источников. Владелец сайта не несет ответственности за недостоверную и заведомо ложную информацию размещенную на страницах сайта. При использовании информации опубликованной на нашем сайте, ссылка обязательна.

Реклама на сайте: