Операторам мобильной связи придется повышать стоимость своих услуг

Толкает их на это обесценивание национальной валюты и возможное введение надбавок к тарифам на услуги связи. Негативные тенденции на рынке услуг мобильной связи наметились в конце прошлого года. Связано это с девальвацией национальной валюты и оптимизацией расходов корпоративными клиентами телекоммуникационных компаний в кризисных условиях.



Операторы получают от абонентов деньги в нацио-нальной валюте, однако значительная часть их расходов номинируется в долларах. Это затраты на обслуживание долгов, капитальные затраты. В результате падения курса гривни сокращается чистая прибыль и рентабельность бизнеса операторов.

Считалось, что телекоммуникационный сектор является одним из наименее подверженных кризисным явлениям. «Тем не менее мы видим негативные тенденции, проявившиеся уже в последние месяцы 2008 года, — уменьшение выручки сектора, — говорит руководитель аналитического отдела инвестиционной группы «Сократ» Константин Степанов. — В полной мере кризис проявится не раньше февраля-марта». Это, по его словам, будет видно из отчетов компаний за первый квартал 2009 года. «Объем рынка телеком-услуг (выручка операторов в 2009 году. — «ДЕЛО») упадет примерно в такой же пропорции, как и ВВП государства в целом», — считает консультант Netton CG Роман Химич.

Ценовая политика

До последнего времени мобильная связь избегала удорожания. В конце 2008 года «МТС-Украина» повысила стоимость SMS-сообщений, предложив отдельным категориям абонентов специальные тарифные планы. В то же время все крупные операторы предложили традиционные новогодние акции, некоторые запустили специальные «еще более выгодные» или «антикризисные» тарифные планы.

После осеннего обвала, который операторы пережили достаточно спокойно, гривня стабилизировалась, но если ее падение возобновится, операторам придется искать способы компенсации курсовой разницы.

Аналитики считают, что в сложившихся условиях операторам придется отказаться от наращивания абонентских баз и заняться повышением их качества. Операторы будут прилагать все усилия, чтобы повысить доходность предоставляемых услуг. То есть они постараются сделать так, чтобы низкодоходный абонент не слишком загружал сеть своим трафиком. «У операторов есть много вариантов решения этой проблемы, — утверждает Химич. — Это и различные пакетные предложения с фиксированной стоимостью (и, соответственно, фиксированной доходностью), и различные скидки, которые в конечном итоге стимулируют пользование».

При этом прямого повышения тарифов не будет. «Цены могут подрасти, но незначительно», — говорит Степанов. По мнению аналитика, операторы могут «переупаковать» текущие предложения в новые тарифы, где средняя стоимость минуты будет дороже. «Также поддержание уровня доходности с абонента (показателя ARPU) будет вестись за счет предложения новых услуг. Например, формирования пакета из услуг мобильной связи, стационарной и Интернета», — предполагает он.

«В нынешних условиях мы видим свою главную задачу в том, чтобы обеспечить качественную связь для абонентов и при этом помочь им оптимизировать свои затраты на связь таким образом, чтобы они пользовались ею как минимум в привычном объеме», — говорит генеральный директор «МТС-Украина» Андрей Дубовсков. По его словам, это уже дает результаты: объемы потребления услуг продолжают расти — в декабре показатель MOU (количество выговоренных минут) составил примерно 464 минуты, что более чем на 10% превышает результат предыдущего месяца и на 140% — аналогичный показатель за декабрь 2007 года.

Следует отметить, что в 2008 году доходность всех GSM-операторов стабильно росла, несмотря на то что их абонентские базы существенно не увеличились (за исключением life:)) и тарифы не повышались. «Это объясняется просто — мобильные операторы, активно расширяя ассортимент предлагаемых услуг, таким образом увеличивают объемы потребления. Это позволяет снижать себестоимость», — утверждает ведущий специалист по связям со СМИ компании «Киевстар» Сергей Товстенко-Забелин.

Согласно отчетности «Киевстара», количество «контрактников» за три года выросло у него всего на 200 тысяч и составило 1,3 миллиона в конце 2008 года (5,5% абонентской базы), а средний доход от одного контрактного абонента за этот же период вырос с 26 до 40 долларов.

Отметим, что суммарный средний доход от абонента (ARPU) в 2008 году вырос по сравнению с показателями 2007-го у всех крупных операторов. Об этом говорят данные квартальных отчетов компаний за I-III кварталы. По нашим оценкам, годовые показатели среднемесячного дохода компаний от одного абонента выросли на 0,7-3,6 доллара.

Госнадбавка на содержание «Укртелекома»

Государственная администрация связи считает необходимым создать Фонд общедоступных телекоммуникационных услуг. Над соответствующим законопроектом уже не первый год работает Национальная комиссия по вопросам регулирования связи. Их проект предусматривает введение 1-3%-ной надбавки к тарифам на услуги связи. Предполагается, что вырученные средства пойдут на телефонизацию труднодоступных районов. Заместитель министра транспорта и связи, глава Государственной администрации связи Олег Проживальский считает, что это поможет улучшить финансовое положение «Укртелекома». «При надбавке в 2% размер фонда составит примерно 700 миллионов гривен, — уточняет чиновник.— Это примерно соответствует убыткам, которые «Укртелеком» несет от оказания услуг связи в горной и сельской местности».

В то же время глава Госадминистрации связи подчеркнул, что на возмещение убытков сможет претендовать не только «Укртелеком»: «Средства будут распределяться на конкурсной основе, любая компания, готовая предоставлять эти услуги, может претендовать на возмещение убытков».

Если депутаты проголосуют за этот законопроект, операторы связи вполне официально повысят тарифы на соответствующую сумму.


www.ukrindustrial.com

еще статьи на подобную тему

Комментирование закрыто.

При наполнении сайта использована информация из открытых источников. Владелец сайта не несет ответственности за недостоверную и заведомо ложную информацию размещенную на страницах сайта. При использовании информации опубликованной на нашем сайте, ссылка обязательна.

Реклама на сайте: