Платные дороги будут. Эксперты против
Документ устанавливает основные понятия в области дорожного хозяйства, и распределяет ответственность за все дороги между федеральными, региональными и местными органами государственной власти. Главным новшеством законопроекта стало определение порядка эксплуатации платных автомобильных дорог. В населённых пунктах платными могут быть только новые дороги и вводить их можно только при наличии бесплатного альтернативного проезда. Согласно проекту, правом бесплатного проезда будут пользоваться машины «скорой помощи», аварийно-спасательных служб, милиции и почты».
Кроме того, новый закон предусматривает проведения аукциона или конкурса при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту сооружений, входящих в состав автодорог.
Как сообщает Газета.Ru, правозащитники и эксперты считают, что изначальная установка депутатов на то, что платные дороги должны приносить прибыль, неверна.
Вячеслав Лысаков, возглавляющий организацию «Свобода выбора», заметил, что на Западе платных дорог очень мало и служат они, в основном, большегрузному коммерческому транспорту или туристам. «В США или Германии никто не заставляет жителей соседних городов пользоваться платной дорогой. Принятие же нашего нового закона о дорогах на деле означает, что бесплатная дорожная сеть будет заброшена».
Эксперт НИИ Транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин указал на конкретные пункты закона, содержащие лазейки для чиновников и бизнесменов.
«Депутаты фактически подталкивают инвесторов к завышению проектных параметров интенсивности движения и собственных «эксплуатационных затрат». Полномочиями по распределению федеральных земель под дороги наделили Росавтодор, а региональных - администрации субъектов РФ, - рассказывает Блинкин. - Статья 8 пункт 2.1 закона предусматривает «обязательства государства по принятию на себя части расходов на эксплуатацию платной дороги в том случае, если интенсивность движения по ней окажется ниже запланированной».
Сомнительной экспертам представляется и статья 8 пункт 1, которая наделяет государство полномочиями по передаче в аренду бизнесменам земельных участков под дороги. Закон не оговаривает, какие конкретно земли могут быть отданы под дорожное строительство.
По мнению специалиста, норма о предоставлении в аренду инвестору земельных участков без указания параметров удаления от оси дороги означает переход от дорожной концессии к передаче в пользование земельных участков как таковых.
Эксперты говорят, что в целом закон производит удручающее впечатление. Михаил Блинкин считает, что цель его форсированного принятия не имеет никакого отношения к развитию дорожной сети. По мнению эксперта, авторы законопроекта создают правовые основы передела земельной собственности в пригородных зонах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов с использованием механизма резервирования земельных участков для государственных нужд под концессионные проекты.
«При этом строительство или реконструкция дорог будет не более чем вспомогательным обременением для компаний-концессионеров, получающих практически задаром земельные участки, высвобождаемые от прежних собственников», - резюмирует Блинкин.
www.ukrindustrial.com