В Москве час простоя в пробке в будничный день стоит государству почти 500 рублей с каждой легковушки и более 16 тыс. с одного автобуса, - рассказал вице-президент Российской академии транспорта Евгений Лобанов. И каждый год пробки "дорожают" на 4%.
По словам экспертов, во всем мире с проблемой пробок столкнулись намного раньше, чем в России: "Схемы подсчета ущерба от дорожных заторов начали разрабатывать еще в начале 70-х годов", - рассказал Скворцова. Существует несколько международных систем расчета убытков от автодорожных пробок. За рубежом инженеры заказывают такие исследования регулярно для того, чтобы развивать дорожную "сетку" города или корректировать маршруты общественного транспорта. В России такие подсчеты заказывает только Мосгорархитектура.
"В основе схемы лежат две группы составляющих, которые нужно рассчитать в рамках математической формулы", - пояснил специалист. С одной стороны необходимо выяснить, сколько в среднем машины простаивают в пробках в городе. Для этого складывают и рассчитывают, сколько всего машин в пробке, и как долго они стоят в дорожных заторах. При этом необходимо понять, сколько человек оказались запертыми в своих машиных.
"Для этого используются усредненные показатели. Так, для Москвы на один легковой автомобиль приходится по 1,26 человека, а на автобус - 36 пассажиров", - подсчитал Лобанов.
Меж тем, если за рубежом всеми расчетами может заниматься электроника, у нас это делается в ручную, а подсчеты получаются очень приблизительными. "За рубежом все дороги оборудованы датчиками, которые знают, в какое время, сколько и даже каких машин двигалось по улицам. Дополнительная информация приходит с камер. Все данные обрабатывает специальная компьютерная программа, которая затем предлагает оптимальные решения по проблемным кускам", - замечает Скворцов. По его словам, в России такие датчики есть на федеральных трассах, в Москве есть камеры. Однако полноценная система по работе с пробками отсутствует. "Сегодня формально задача борьбы с дорожными заторами лежит на сотрудниках ГИБДД, но для них это непосильная задача. Для ее решения необходимо вести работу сразу в нескольких направлениях: готовить исследования по дорожной ситуации в городах, управлять автомобильными схемами, строить и планировать новые дороги, создавать правовую базу", - пояснил специалист.
Лобанов рассказал, как его организация рассчитывала потери в денежном выражении из-за пробок в Москве. "За основу берется коэффициент Регионального валового продукта - все поступления в бюджет города - тот "денежный мешок" откуда начисляются пенсии, субсидируется образование и другие составляющие социальной сферы. Каждый человек вносит определенный вклад в доход города. По подсчетам специалистов, на поездки он тратит в среднем треть свой зарплаты, другие 2/3 уходят на бытовые траты и сбережения". Кроме того, отдельные траты возникают в тех случаях, когда люди стоят на дороге, не успевая на деловые встречи. Это тоже косвенный ущерб, который бюджету региона приносят заторы. Поэтому, при расчетах цена простоя в рабочие часы с 8 до 18 часов ценятся по одному "тарифу", с 18 по 24 часов и с 0 часов до 8 утра по другим.
В пробках растет цена содержания машин, заметил Лобанов. Она считается при помощи деления цены машины на количество времени эксплуатации.
В случае, если речь идет о перевозке товаров по дороге, эти потери, также как и затраты на топливо, компенсируются предпринимателями при помощи удорожания их товара.
Олег Скворцов, также отметил, что есть и другие важные косвенные убытки, которые сложно подсчитать точно - ущерб для экологии и увеличение числа ДТП. "Мы посчитали, что по статистике число аварий возрастает на высоких скоростях и на низких, как раз в дорожных пробках", - заметил эксперт. Он подчеркнул, что двигаться по дороге рывками, от пробки до пробки, очень опасно. Скворцов также добавил: "На низких скоростях смертность в ДТП приближается к нулю, но материальный ущерб может быть достаточно значителен. В 2007 году общий материальный ущерб составил около 500 млрд. рублей".
www.ukrindustrial.com