Российский автопром меняет подданство

Государство изменило свои планы относительно «АвтоВАЗа». Подмяв два года назад под себя завод, государственный холдинг «Рособоронэкспорт», видимо, и не предполагал, насколько «тяжелый» актив свалился ему на плечи. Сейчас, судя по заявлению главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова, для «АвтоВАза» активно ищут покупателя. Причем стратегического инвестора государство стремится подыскать из числа иностранных автомобильных концернов. В случае, если для «АвтоВАЗа» удастся найти иностранного хозяина, можно будет говорить об окончательной интеграции российского автопрома в мировую автомобильную индустрию как о деле решенном. В последние дни сентября из уст главы государственного концерна, консолидировавшего на сегодняшний момент более 75% акций «АвтоВАЗа», прозвучало предложение оставить в руках государства лишь блокирующий пакет акций (чуть более 25%) автопроизводителя. Остальные планируется раздать инвесторам - отечественным и иностранным. В числе тех, с кем ведутся сегодня переговоры о передаче активов «АвтоВАЗа», Сергей Чемезов назвал основных владельцев «Северстали» и «Металлоинвеста» - Алексея Мордашова и Алишера Усманова. Одному из металлургов может быть продан пакет акций «АвтоВАЗа» размером от 5% до 20%, дающий ему право войти в совет директоров автозавода и гарантию на сбыт высококачественного проката на конвейер «АвтоВАЗа».


Надо сказать, сигналов о горячем желании вышеназванных бизнесменов войти в число владельцев автозавода до сих пор не поступало. Алексей Мордашов лишь недавно выделил свое автомобильное подразделение «Северсталь-Авто» в полностью независимый бизнес. Алишер Усманов в горячей любви к автопрому тоже замечен не был. Так или иначе, о какой-либо заинтересованности российских бизнесменов в участии в акционерном капитале «АвтоВАЗа» можно будет говорить лишь после того, как будет найден стратегический партнер из числа иностранцев.

В активе «АвтоВАЗа» на сегодняшний день есть опыт создания совместного предприятия с General Motors, основной продукцией которого является компактный внедорожник Chevrolet Niva «вазовской» разработки, да нереализованный покуда проект строительства нового сборочного производства в Тольятти совместно с канадским концерном Magna International. Ни один, ни второй проект прорывным не назовешь. И на развитие СП «GM-АвтоВАЗ», и на строительство нового конвейера нужны инвестиции в несколько сот миллионов долларов. На этом фоне желание ФГУП «Рособоронэкспорт» привлечь финансирование за счет продажи части акций «АвтоВАЗа» стратегическому инвестору выглядит вполне естественным. Но беда в том, что иностранные инвесторы также не проявляют интереса к участию в дальнейшей судьбе автозавода. И причин тому несколько.

Во-первых, все ключевые игроки мировой автомобильной индустрии, тем или иным образом заинтересованные в развитии бизнеса и производственной базы в России, давно уже имеют собственные или совместные проекты по сборке автомобилей на территории нашей страны. Убедить Renault или Fiat, уже имеющих в России собственные проекты, поделиться средствами на развитие потенциального конкурента в лице «АвтоВАЗа» практически невозможно.

И второе - это цена вопроса. Сергей Чемезов оценил «АвтоВАЗ» в его нынешнем состоянии в $4 млрд., следовательно, потенциальному владельцу 25% акций предприятия обойдутся в $1 млрд. К слову, по опыту ведущих игроков отрасли, строительство автосборочного завода мощностью 100-120 тысяч машин в год в России обходится в $260-350 млн. Это куда как дешевле и надежнее миллиардных инвестиций в не самое современное автомобильное предприятие, находящееся в сложном положении, с неясными перспективами оздоровления.

Собственно говоря, нет никаких сомнений, что развитие российского автопрома и дальше пойдет по пути наращивания доли иностранных концернов в производстве и рознице. Сегодня «АвтоВАЗ», фактически, является последним оплотом отечественного легкового автомобилестроения в России. Компании еще удается удерживать чуть более трети российского рынка новых автомобилей, но постепенно марка «Лада» теряет позиции лидера рынка. Все другие крупные российские автозаводы в сотрудничестве с иностранными партнерами давно уже перешли на выпуск иномарок. «Группа ГАЗ» уже в скором времени переведет свое легковое подразделение на выпуск новой модели на основе иностранной лицензионной платформы Chrysler. «Иж-Авто» постепенно переходит с выпуска моделей «Лада» и «Иж» на корейские Kia. Компания «Северсталь-Авто», с конвейера которой по-прежнему сходят внедорожники УАЗ, наращивает сотрудничество с Fiat, SsangYong и Isuzu. Наконец, «Автотор» и «ТагАЗ» полностью перешли на сборку иномарок. Кроме этого, сегодня в России работает два автосборочных предприятия, принадлежащих иностранным автопроизводителям Renault и Ford, и всего через несколько лет, таких островков иностранного автопрома в России будет с десяток.

Очевидно, что за иностранными концернами стоят репутация, солидные инвестиции и технологии. Тягаться с этими доводами «АвтоВАЗу» в одиночку, без поддержки солидного партнера уже сегодня тяжело. В «Рособоронэкспорте» это понимают, раз решились отказаться от своего первоначального плана самостоятельно разработать и запустить три автомобильных платформы и целую серию новых моделей (такие намерения были у руководителей «АвтоВАЗа» в начале 2006 года). Вот только темпы реализации новой стратегии не впечатляют. Провести IPO компании с одновременной продажей части акций иностранному партнеру в «Рособоронэкспорте» намерены лишь к 2009 году. К тому времени может случиться так, что «АвтоВАЗ» окончательно утратит лидерство на российском рынке и лишится всякой привлекательности для инвесторов.


www.ukrindustrial.com

еще статьи на подобную тему

Комментирование закрыто.

При наполнении сайта использована информация из открытых источников. Владелец сайта не несет ответственности за недостоверную и заведомо ложную информацию размещенную на страницах сайта. При использовании информации опубликованной на нашем сайте, ссылка обязательна.

Реклама на сайте: