Российский автопром меняет подданство
Надо сказать, сигналов о горячем желании вышеназванных бизнесменов войти в число владельцев автозавода до сих пор не поступало. Алексей Мордашов лишь недавно выделил свое автомобильное подразделение «Северсталь-Авто» в полностью независимый бизнес. Алишер Усманов в горячей любви к автопрому тоже замечен не был. Так или иначе, о какой-либо заинтересованности российских бизнесменов в участии в акционерном капитале «АвтоВАЗа» можно будет говорить лишь после того, как будет найден стратегический партнер из числа иностранцев.
В активе «АвтоВАЗа» на сегодняшний день есть опыт создания совместного предприятия с General Motors, основной продукцией которого является компактный внедорожник Chevrolet Niva «вазовской» разработки, да нереализованный покуда проект строительства нового сборочного производства в Тольятти совместно с канадским концерном Magna International. Ни один, ни второй проект прорывным не назовешь. И на развитие СП «GM-АвтоВАЗ», и на строительство нового конвейера нужны инвестиции в несколько сот миллионов долларов. На этом фоне желание ФГУП «Рособоронэкспорт» привлечь финансирование за счет продажи части акций «АвтоВАЗа» стратегическому инвестору выглядит вполне естественным. Но беда в том, что иностранные инвесторы также не проявляют интереса к участию в дальнейшей судьбе автозавода. И причин тому несколько.
Во-первых, все ключевые игроки мировой автомобильной индустрии, тем или иным образом заинтересованные в развитии бизнеса и производственной базы в России, давно уже имеют собственные или совместные проекты по сборке автомобилей на территории нашей страны. Убедить Renault или Fiat, уже имеющих в России собственные проекты, поделиться средствами на развитие потенциального конкурента в лице «АвтоВАЗа» практически невозможно.
И второе - это цена вопроса. Сергей Чемезов оценил «АвтоВАЗ» в его нынешнем состоянии в $4 млрд., следовательно, потенциальному владельцу 25% акций предприятия обойдутся в $1 млрд. К слову, по опыту ведущих игроков отрасли, строительство автосборочного завода мощностью 100-120 тысяч машин в год в России обходится в $260-350 млн. Это куда как дешевле и надежнее миллиардных инвестиций в не самое современное автомобильное предприятие, находящееся в сложном положении, с неясными перспективами оздоровления.
Собственно говоря, нет никаких сомнений, что развитие российского автопрома и дальше пойдет по пути наращивания доли иностранных концернов в производстве и рознице. Сегодня «АвтоВАЗ», фактически, является последним оплотом отечественного легкового автомобилестроения в России. Компании еще удается удерживать чуть более трети российского рынка новых автомобилей, но постепенно марка «Лада» теряет позиции лидера рынка. Все другие крупные российские автозаводы в сотрудничестве с иностранными партнерами давно уже перешли на выпуск иномарок. «Группа ГАЗ» уже в скором времени переведет свое легковое подразделение на выпуск новой модели на основе иностранной лицензионной платформы Chrysler. «Иж-Авто» постепенно переходит с выпуска моделей «Лада» и «Иж» на корейские Kia. Компания «Северсталь-Авто», с конвейера которой по-прежнему сходят внедорожники УАЗ, наращивает сотрудничество с Fiat, SsangYong и Isuzu. Наконец, «Автотор» и «ТагАЗ» полностью перешли на сборку иномарок. Кроме этого, сегодня в России работает два автосборочных предприятия, принадлежащих иностранным автопроизводителям Renault и Ford, и всего через несколько лет, таких островков иностранного автопрома в России будет с десяток.
Очевидно, что за иностранными концернами стоят репутация, солидные инвестиции и технологии. Тягаться с этими доводами «АвтоВАЗу» в одиночку, без поддержки солидного партнера уже сегодня тяжело. В «Рособоронэкспорте» это понимают, раз решились отказаться от своего первоначального плана самостоятельно разработать и запустить три автомобильных платформы и целую серию новых моделей (такие намерения были у руководителей «АвтоВАЗа» в начале 2006 года). Вот только темпы реализации новой стратегии не впечатляют. Провести IPO компании с одновременной продажей части акций иностранному партнеру в «Рособоронэкспорте» намерены лишь к 2009 году. К тому времени может случиться так, что «АвтоВАЗ» окончательно утратит лидерство на российском рынке и лишится всякой привлекательности для инвесторов.
www.ukrindustrial.com