Напомним, что в течение нынешнего года ряд "серых" импортеров ввел в широкое употребление схему ввоза авто на таможенную территорию Украины в так называемом "не полностью укомплектованном" виде. На деле же речь идет о частично разукомплектованных перед прохождением таможенного досмотра автомобилях наиболее престижных и дорогих марок с целью снижения их таможенной стоимости в 3-4 раза. При этом остроумная схема была введена в практику явно в обход существующего законодательства, в котором такое понятие как "разукомплектованный автомобиль" напрочь отсутствует. То есть, согласно Закону "О развитии автомобильной промышленности Украины", которым установлены требования относительно комплектности автомобиля при его ввозе на таможенную территорию Украины, все импортируемые авто, несмотря на снятые детали, считаются укомплектованными. А потому - их таможенная стоимость на законных основаниях снижена быть не может. Тем не менее, как подчеркивают участники круглого стола, эти нормы были легко и прочно "позабыты", что не может не свидетельствовать о личной заинтересованности определенных категорий персонала региональных таможенных служб в налаживании потока "серого" импорта. Это повлекло за собой, в свою очередь, и массовые нарушения процедуры сертификации импортных автомобилей, в ходе которой отечественные органы выдают сертификаты соответствия на авто, предназначенные для рынков Южной Америки и не пригодные к эксплуатации в Украине. Однако рост спроса на "серые" автомобили, цена которых значительно ниже рыночной, а также - отсутствие у потребителя элементарной информации о возможных последствиях подобных сделок, создают благоприятную среду для роста "серого" авторынка. Между тем, отраслевые эксперты констатируют: приобретая по дешевке автомобиль у "серого" дилера, его покупатель остается полностью без прав и без гарантий. Это означает, что, поскольку его авто было ввезено в страну в обход базового Закона, оно может быть в любой момент конфисковано компетентными органами без возмещения стоимости. И предъявлять судебные иски "серым" дилерам, как предупреждают юристы, практически бесполезно. Ведь, как правило, в таких случаях реальным продавцом авто оказывается какое-нибудь физлицо, что автоматически лишает покупателя прав, предоставляемых ему Законом "О защите прав потребителей". Более того, даже в случае удовлетворения иска покупатель вряд ли сможет получить компенсацию, поскольку у "серых" фирм на балансе чаще всего нет никакого имущества. Но даже если этого не произошло, владелец "серого" автомобиля не сможет пользоваться гарантийным обслуживанием у официальных дилеров, поскольку этот автомобиль претерпел несанкционированное производителем вмешательство. Ремонт же у "серых" дилеров явно окажется некачественным, поскольку они не считают нужным раскошеливаться на квалифицированный персонал для выполнения сервисных работ, диагностическое оборудование, соответствующий инструментарий и необходимый набор запчастей. И, наконец, поскольку такие автомобили сертифицированы также с нарушением процедуры, ездить на них в Украине просто опасно. Как отмечают участники круглого стола, сейчас под угрозой ущерба подобного рода оказался каждый 15-й покупатель импортных автомобилей. И предотвратить рост этого и уже критического показателя, равно как и дальнейшие бюджетные потери, можно только приняв неотложные меры. Для этого, во-первых, нужно "напомнить" региональным таможням, дав соответствующие распоряжения и инструкции, установленный Законом порядок действий при растаможивании автомобильной продукции. А именно: если ввозимый автомобиль соответствует требованиям Закона "О развитии автомобильной промышленности Украины" относительно его комплектности, он должен считаться полностью укомплектованным и его таможенная стоимость должна соответствовать индикативной цене полностью укомплектованного автомобиля. Во-вторых, необходимо провести тщательную проверку субъектов, имеющих право на проведение сертификации автомобилей, и лишить его тех, кто выдает сертификаты с нарушением процедуры. И, в-третьих, эксперты считают крайне желательным внесение изменений в "Порядок взимания пошлины, НДС, акцизных и таможенных сборов при таможенном оформлении товаров и предметов, перемещаемых гражданами через таможенную границу Украины", утвержденного приказом Гостаможни от 12 января 2006 года. Суть их заключается в том, что в тех случаях, когда новый автомобиль растаможивается физическим лицом, при его оформлении должен использоваться метод оценки "по цене соглашения относительно идентичных товаров", что позволит избежать занижения его таможенной стоимости. // Подробности Скачать презентацию: "Серый" авторынок наступает (2,2 Мб)