Toyota спокойна за качество русских Camry
На Тoyota уже гнут спину вне зависимости от своих конфессиональных привязанностей 450 русских рабочих, которые готовятся пустить конвейер на заводе компании под Питером. Уже в декабре первые Camry местного производства должны дойти до истомившихся долгим ожиданием покупателей.
Правда, наших автомобилистов очень волновал вопрос: сможет ли русский завод обеспечить легендарное уже качество автомобилей Toyota? Экскурсия на заводы Toyota развеяла наши сомнения.
Для того чтобы покорить Японию, основателю Toyota Сакичи Тойода и его сыну Кииширо, который одним из первых понял, что пришло время переделывать "сноповязалки в “лорен-дитрихи”, и фактически основал автомобильное производство компании, пришлось разработать систему ценностей, которая легла в основу Toyota Production System.
Завод Цуцуми компании Toyota похож на все остальные успешные заводы мира, разве что внутри все расположено чуть потеснее, чем обычно. На сборочном конвейере до 70% операций выполняются вручную. Символом производства может служить похожая на бельевую веревка, висящая на каждом из рабочих постов. Это реализация принципа дзидока – формирования ценности продукта во время его производства. При обнаружении дефекта на своем участке рабочий, дернув за веревку, останавливает весь конвейер и вместе со своим бригадиром исправляет неисправность. Брак не передается дальше по конвейеру.
Второй принцип – широко известный just-in-time (точно вовремя), который позволяет гибко реагировать на конъюнктуру автомобильного рынка. Можно сказать, что все свои автомобили компания делает на заказ, в результате чего у нее нет товарных излишков и кризис перепроизводства ей не грозит.
Весь этот винегрет производственных добродетелей приправлен сугубо местным соусом кайдзен, предполагающим постоянное совершенствование, перманентную работу по созданию производственной ценности.
Японцы – клинические трудоголики, чем очень напоминают всяких социальных насекомых. Возможно, когда-то очень давно, на заре цивилизации, одна из всеяпонских прабабок согрешила-таки с муравьем. Прибавьте к этому тягу к самоанализу (по-японски – “хансей”), и вы поймете, почему у Toyota возникли проблемы с внедерением своей системы на заводах в других странах.
Поэтому систему пришлось подстраивать под варваров. Так появилась идея Global Production Centre, где делегации рабочих с разных заводов Toyota учатся работать правильно.
Огромный павильон, способный вместить до 450 человек одновременно, весь уставлен производственными тренажерами, каждый из которых должен помочь отработать до автоматизма какую-либо из рабочих операций. Больше всего впечатляет стенд для отработки правильного закручивания болтов.
Закручивать их нужно со строго определенным темпом и даже звуком, по которому можно определить, правильно ли болт заходит. То же самое нужно проделать на движущемся стенде – имитации конвейера. Видеоинструкция регламентирует каждую мелочь в этой вроде бы несложной операции и длится чуть ли не 5 минут. Все учтено в требованиях – даже то, как вынимать очередную партию болтов из ящика. Если что-то непонятно, над стендом протянута веревка, такая же как на конвейере.
И такие стенды существуют под каждую рабочую операцию. Центр в общем оставил гнетущее впечатление. Если бы доктор Павлов, мучавший в XIX веке собачек на предмет условных рефлексов, когда-нибудь дорвался до людей, он, наверное, построил бы что-то подобное. После обучения в центре люди должны работать на конвейере с точностью робота, безо всяких философских откровений вроде самоанализа. С другой стороны, если отбросить гуманистические сопли, такие центры – то, что надо. Toyota – лучшая по качеству, потребители в выигрыше.
А теперь хочу развеять сомнения по поводу качества российских Сamry. На российском заводе Toyota, как и на всех других заводах компании, есть “тренажерный зал”. Но, видимо, японцы тоже отлично осведомлены об особенностях российского менталитета, поэтому всех без исключения сотрудников завода вывезли на обучение в GPC в Японию. Из других стран обычно привозят только бригадиров, из России – повезли всех! При этом на работу не принимались люди с опытом работы в отечественном автопроме, дабы не заносить профессиональные заболевания вроде лени и нерадивости.
Можно быть уверенным, новички были обработаны как надо. Поэтому за российские Camry мы можем быть спокойны.
www.ukrindustrial.com