Три вещи, которые должна уметь каждая женщина-водитель
За советом мы обратились к яростному автолюбителю (в данном случае слово «любитель» не является антонимом слову «профессионал», а скорее выражает те чувства, которые наш консультант испытывает к своей машине). Итак, наш сегодняшний консультант – судья 1-ой категории по техническим видам спорта, организатор кубка России по ралли – Андрей Цыганов, который добрую половину своей жизни посвящает автоспорту, разделяя, кстати, авто-любовь со своей второй половиной, которая на ралли превращается из милой девушки в отважного штурмана.
Ему слово:
- В пути бывает всякое, мы не будем рассматривать крайности, но попробуем разобраться с теми элементарными вещами, которые обязан уметь любой водитель, в том числе и прекрасного пола. И давайте сразу отбросим иллюзии, что хорошенькой девушке обязательно должен помочь первый же водитель, которому она махнёт своей изящной ручкой. Представим, что мы в якутской тайге и помогать нам некому.
--------------------------------------------------------------------------------
Если кратко, женщина должна уметь в дороге:
1. Поменять колесо (да, тяжело – но необходимо);
2. Долить любой жидкости (масло, «охлаждайка», стеклоомыватель);
3. Уметь пользоваться заправкой (да-да, некоторые не умеют).
Что-то более серьёзное вряд ли случится. А если случится, то тут поможет только эвакуатор и сервис.
Далее по порядку:
1. Замена колеса
- Самая распространенная поломка любого авто – это прокол колеса. Начнем с того, что расположена «запаска» в большинстве машин под полом багажника. Поэтому, если в нем куча сумочек и пакетиков после приятного шопинга (шопинг в тайге???), то их придётся долго и мучительно вытаскивать. Помните – колесо весит около 10 кг, и, если хоть раз ставилось на машину, оно неминуемо грязное. Вообще всегда в любой машине, даже в гламурном розовом SLK 500, должны быть обычные льняные перчатки за 10 рублей... Пригодятся.
Итак, с трудом и парой тройкой нецензурных слов колесо извлечено из багажника, что делать дальше? Есть такое устройство – домкрат. Это прибор, способный поднять машину, что необходимо для смены колеса. Домкраты бывают разные. О том, что это и как оно работает, лучше заранее осведомиться в сервисе или у любимого. Самый распространенный домкрат – винтовой. Он подсовывается под машину (под порогом есть специальная упрочнённая площадка для него. Там грязно? Ничего, у нас же есть перчатки. Вращением ручки распрямляется, поднимая машину. Если домкрат качественный и исправный, то усилия, прилагаемые при подъёме машины, не превысят усилий при кручении ручки мясорубки. Уже подняли машину??? Рано – опускайте. Гайки-то на колесе не открутили. Подсуньте домкрат и слегка поднимите машину – на 3-4 см. После этого откручивайте колёсные гайки. Откручиваются они специальным ключом (о его местоположении также осведомитесь у мужа, либо у консультанта в магазине). И это откручивание – самое тяжелое. Да-да, выцарапывание колеса было легче – гайки закручены крепко. Если вы весом менее 60 кг, то откручивать руками не советую – вам ещё детей рожать. Наденьте ключ на гайку, и используйте свой вес. Проще говоря, наступите на ключ ногой. Если затягивал болты не Турчинский, должны открутится. Помните – закручиваются болты по часовой стрелке, а откручиваются – против!
2. Замена любой жидкости
- Теперь рассмотрим ряд жидких операций. Скажем, вы поехали в дальнюю поездку или просто проводите плановый осмотр автомобиля. Есть ряд жидкостей, уровень которых надо своевременно доводить до нормы. Начнём с самой распространенной – стеклоомыватель.
Бачок стеклоомывателя находится под капотом. Но у разных машин в разных местах. Обычно пробка на нём обозначена дуговым разводом (какой оставляет дворник на стекле), и летящими на него капельками. В японских и немецких авто бачок, как правило, расположен в передней части капота. Конкретных требований к уровню нет, можно заливать прямо по горло. Зимой в него заливается незамерзающая жидкость, летом можно использовать простую воду. Положа руку на сердце, летом без воды прожить ещё можно, но зимой в трассовых условиях – просто никак. Потому рекомендую иметь постоянный запас при себе. Помните: обзор – это безопасность.
--------------------------------------------------------------------------------
Вторая по частоте проверка жидкости – это уровень масла. Масло залито где-то глубоко в моторе и проверяется методом тыка. А точнее, втыканием в него длинной палки – масляного щупа. У всех машин в салоне есть контрольная лампа давления масла. Но это не индикатор уровня масла! Не надо ждать зажигания этой лампы и только после этого проверять уровень. Если она загорелась, это значит, что уже есть большие проблемы. А вот лампочка, показывающая уровень масла, есть далеко не на всех машинах, потому и надо пользоваться щупом. Согласно требованию производителей авто, проверять уровень масла нужно при каждой заправке. Если не лень, проверяйте – много не мало. Мой опыт показывает, что на исправной и относительно новой машине проверять масло надо каждые 1,5 – 2 тыс. пробега.
Итак, открываем капот. Ручка находится внутри салона, где-то слева возле щиколотки. Потяните за неё – впереди что-то щёлкнет, но капот не откроется. Как щёлкнет, идите вперед. Да, конечно, ручку можно отпустить! Перчатки не забываем – спереди машина грязная почти всегда. Чтобы открыть капот, вам придётся проявить смекалку. Просуньте руку в щель, которая образовалась в результате вытягивания ручки в салоне, и нащупайте специальный крючок, который не даёт капоту открыться. Не ругайтесь – он сделан не просто так. Если вдруг замок капота откроется на ходу, именно этот крючок спасёт вас от удара капотом по лобовому стеклу. И вот с применением 2-3 волшебных слов (как с запаской) капот открыт. Да... внутри всё грязно, страшно и непонятно. А если вы только что заглушили машину – то ещё и горячо! Прежде всего: не трогайте ничего металлического! Щуп, ради которого мы сюда и полезли, обычно выведен к самому верху и представляется собой длинную трубку, из которой торчит ручка с дыркой. Ее можно подцепить пальцем, что мы и делаем. Помните: все операции с маслом выполняются только при заглушенном двигателе! Иначе вас забрызгает с ног до головы. Итак, тянем щуп. Он может стоять плотно, но среднего усилия, чтобы его достать, хватит. Вытянули щуп – на нем две метки: MIN и MAX. Не нужно быть лингвистом, чтобы понять, что это значит. Но что это, у вас щуп в масле намного выше метки MAX? Верно, ведь вы только что заглушили мотор, и поэтому щуп забрызган маслом, чтоб узнать уровень, вам надо протереть щуп. Подойдёт салфетка, или любой листок. После этого повторяем процедуру и узнаем истинный уровень масла. Он должен быть не больше максимума и не меньше минимума. Если он на минимуме, то лучше долить, не дожидаясь дальнейшего его падения, поездка без масла может стоить очень дорого.
Подытожим. Проверять масло в пути вам надо только в том случае, если дома отметка была на максимуме, а вы уже проехали от Москвы до Сочи. И едете дальше в Анталию. Масло с собой возить не обязательно, обычно на трассах есть магазины, где можно купить 1 л на доливку (только надо знать какое вам залили при смене). Масло для двигателя, как кровь для вас. Даже 100 метров без масла могут стоить вам полного ремонта двигателя (1000 – 1500 $). Вывод – не экономьте 5 минут, иначе рискуете потратить 20 походов в парикмахерскую (20 флаконов духов «Живанши», 60 коробочек туши «Макс Фактор», 10 пар туфель, 8 сумочек (короче, кто чем измеряет) на ремонт.
3. Заправка
- Следующая проблема, с которой мы все сталкиваемся – у машины неминуемо кончается бензин. Да, в Москве всё просто – подъехал, отдал деньги заправщику и ждёшь окончания процесса. Но вот в провинции, увы, с заправщиками дефицит. Итак, что делать, оказавшись на бензоколонке. Прежде всего, нужно правильно заехать. С какой стороны у вашей машины заливная горловина? Ага, не знаете. На самом деле в 95% случаев в обыкновенной «легковушке» шланг дотянется и так и так. Но, если у вас «Минивен» или «Джип», то подъезжать нужно, как положено. Помните: подъезд не той стороной противоречит правилам безопасности АЗС, вам могут отказать в заправке. Спорить бесполезно – если требуют, встаньте как надо. На заправке всегда глушите двигатель – самосожжение не лучший способ самоубийства. Приступаем к выбору бензина. Все, я думаю, знают, какой бензин потребляет их машина.
Выбираем нужный пистолет и суём его в бак. На кнопке пистолета есть фиксатор, имеет смысл его зажать, так потери времени меньше, ибо бензин польётся сразу после оплаты, и по пути от кассы до машины большая его часть будет в баке. Если заправляете машину «до полного», спросите в кассе – есть ли у колонки «отсекатель». Это устройство, которое не допускает перелива бака. Если есть, лучше не лить до края, залейте на 5 литров меньше, но избавьте себя от обливания машины бензином – это опасно, и потом в машине будет пахнуть. Если все-таки вы залили до полного, а денег дали больше, по правилам приличия сначала отгоняют машину в сторону, чтоб не задерживать следующего жаждущего заправки, а уже потом идут в кассу за окончательным расчетом. Также стоит поступать и в том случае, если вы планируете покупки в магазине АЗС. А то есть за женщинами такой грешок… Сами в кафе, а машина давно заправлена. Уважайте время других!
www.ukrindustrial.com