В Москве опять подорожает проезд на общественном транспорте
Однако тут же появилась и другая точка зрения, почему пассажиры стали отказываться от медлительных и некомфортных троллейбусов и автобусов. В городе активно развиваются частные транспортные компании, предлагающие более дешевые услуги. Работающие москвичи предпочитают заплатить 20 рублей за проезд в маршрутке или коммерческом автобусе, нежели тратить время и "давиться" в переполненном общественном транспорте. Особенно, если билет на него покупаешь у водителя – 25 рублей, по мнению пассажиров, "это слишком".
Впрочем, сами специалисты "Мосгортранса" считают такую меру вполне обоснованной. Ведь бесхозяйственные пассажиры, не озаботившиеся покупкой билета заранее, создают на входе толчею и задерживают движение транспорта. Повышая цену билета у водителя, "Мосгортранс" тем самым стимулирует граждан покупать проездные документы вовремя.
Сейчас первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк заявил, что с 1 января 2008 года состоится обычное повышение цен на проезд в метрополитене и общественном транспорте. "Это будет обычное повышение, учитывающее темпы инфляции", - уточнил он. Никаких резких ценовых скачков не предвидится, пообещал Ю.Росляк.
Напомним, последний такой резкий скачок произошел в 2004 г. Тогда цены на проезд в метро повысились два раза - в феврале /с 7 до 8 руб за поездку/ и в апреле /с 8 до 10 руб за поездку/. После того, как цены в начале 2005 г выросли до 13 руб за поездку, и одновременно вступил в силу печально знаменитый закон о замене льгот денежными компенсациями, люди начали выходить на улицы с требованиями отставки правительства.
Ну, с льготниками худо-бедно разобрались, и нынешнее повышение на них никак не повлияет. Москва вообще, как известно, позиционирует себя как своего рода "государство в государстве", оказывая социально незащищенным слоям населения поддержку. В частности, дотирует проезд льготных категорий на общественном транспорте. По словам Ю.Росляка, /а чиновник возглавляет Московскую региональную энергетическую комиссию по тарифам - МЭК/, Москва – единственный субъект Федерации, в котором каждая льготная поездка как в метрополитене, так и в наземном транспорте, автоматически фиксируется в базе данных, а по результатам месяца суммируются все такие поездки, и из городского бюджета выплачиваются средства Мосгортрансу и метрополитену за полную стоимость работ по перевозке льготников. "Однако эта сумма в два раза выше тех компенсаций, которые выделяет федеральный бюджет", - указал Росляк. По его словам, центр недофинансирует фактический объем льгот, которые Москва предоставляет на бесплатный проезд общественным транспортом. "То, что перечисляется из Минфина, это уже компенсация ранее понесенных расходов", - сказал заместитель Лужкова. Ю.Росляк также отметил, что городские власти не раз обращались к федеральным с просьбой полностью выплачивать средства на проезд льготников. "Но к сожалению, нас вывели на среднероссийский норматив стоимости поездки на общественном транспорте", - подчеркнул он. Цена же билета по России в 1,5-2 раза ниже, чем в столице.
Пока доподлинно неизвестно, насколько вырастут тарифы на перевозку граждан в столице. "Мосгортранс" предоставляет в МЭК свои расчеты, обосновывая, почему плату за проезд нужно увеличить настолько-то. А уж МЭК принимает окончательное решение. Такая же схема действует и с Московским метрополитеном. Разумеется, если дорожают разовые билеты, то дорожают и проездные. Можно только предварительно прикинуть – если речь идет о "пределах инфляции", а официально экономические власти ожидают пока 8-8,5 проц, то цены вырастут примерно на 1-1,5 рубля.
Вообще, по сравнению с европейскими расценками на общественный транспорт это довольно дешево. Скажем, в Испании 40-минутная поездка на местной электричке обходится в среднем в 3 евро /около 100 рублей/, 20 минут на автобусе в Греции "встанут" в те же деньги. Это, заметим, в полном смысле слова общественный транспорт – коммерческих маршруток и автобусов в привычном нам понимании нет, как правило, европейские водители просто объединяются в кооперативы. Есть еще такси – в среднем евро за километр. В принципе, это не так уж дешево даже для обеспеченных европейцев. Обычный испанец или грек получает порядка 1,5-2 тыс евро, квалифицированный труд оплачивается дороже. Конечно, не наши 10 тысяч рублей, да и проездной обходится дешевле. В Варшаве – столице претендующей на лидерство среди новых членов ЕС Польши – цена поездки в метро в зависимости от времени составляет 2-2,4 злотых /20 российских рублей/. Для местных жителей это уже существенно, поскольку польские зарплаты не достигли пока даже уровня греческих. А что поделаешь, членство в единой Европе дорогого стоит…
На просторах СНГ цены отличаются от московских в совершенно противоположную сторону. В столице Белоруссии Минске очередное подорожание прошло буквально в конце августа. Теперь за одну поездку в городском коммунальном транспорте придется платить 600 белорусских рублей /ранее - 500/. Учитывая курс белорусского "зайчика" к российскому – 1:85 – получается, что на наши деньги за поездку придется выложить около 7 рублей. На Украине, а именно в Киеве, билет на любой общественный транспорт стоит 50 украинских копеек до гривны /около 2,5-5 российских рублей/. Льготы не предусмотрены, ну да при таких ценах можно обойтись и без них. Подводя итоги, можно сказать, что транспортные тарифы в очередной раз доказывают: Москва и Россия живут, если можно так выразиться, в параллельных измерениях. В провинциальных российских городах цены на общественный транспорт вдвое ниже московских, но и доходы граждан разнятся существенно. Как говорится, по доходам и расходы.
www.ukrindustrial.com