Великолепная семерка

Все гениальное просто. В этом еще раз убеждаешься, когда видишь знаменитый Lotus Seven. Удивительно, но конструкции этого легкого спортивного автомобиля в прошлом году исполнилось полвека! На протяжении почти всей истории существования гонок Формулы 1 Колин Чепмен воплощал в своих автомобилях самые передовые и новаторские технические решения, которые приходилось копировать конкурентам, дабы бороться на равных. Это несущий кузов типа монокок, силовой агрегат как часть силовой структуры шасси, расположенные по бокам кокпита радиаторы, клиновидный кузов для создания прижимающей силы, специальная конструкция кузова для образования разрежения под днищем (так называемый ground effect), активная подвеска колес, и многое другое.



Колин Чепмен любил решать трудные задачи. В своей конструкторской практике Колин Чепмен придерживался двух главных принципов - простота и максимальное облегчение всех конструкций, будь то болиды, спортивные автомобили или машины для клубных гонок. Lotus Seven – этот автомобиль был первым, он стал образцом для массового подражания на долгие годы.

Lotus Seven пошел в производство в 1957 году одновременно с другим конструкторским и технологическим шедевром - Lotus Elan. В то время молодая фирма остро нуждалась в деньгах, и Колин Чепмен решил сделать предельно простой автомобиль, который можно было использовать для движения по дорогам общего пользования, участия в клубных соревнованиях. Чтобы сократить бюджетные расходы на производство Колин придумал необычное и очень рациональное решение – он не производил готовые машины, а предлагал их в виде наборов для самостоятельной сборки, так называемые кит-кары.

Автомобильный конструктор, который можно было собрать в личном гараже за 20 рабочих часов, используя самые доступные инструменты. Кит-кар отличался еще и тем, что в его цену не входили стоимость сборки, налог на приобретение, что позволяло покупать его людям с небольшим достатком. Для проверки качества сборки "китов" на фирме Lotus было создано специальное подразделение, проводившее приемные испытания любого собранного автомобиля.

Двухместный автомобиль классической компоновки получился очень легким (330 кг), что даже при использовании не особо мощных и дорогих двигателей, обеспечивало вполне приемлемую для спортивной машины динамику. Основу шасси составляла пространственная трубчатая рама, обладающая большой жесткостью. Обшивкой служили легкие алюминиевые панели. Передняя подвеска была зависимой, на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости в качестве продольного элемента верхнего рычага.

Задняя подвеска была сделана зависимой, чаще всего для нее использовался неразрезной мост от легковых автомобилей Ford, соединяемый с кузовом продольными рычагами и поперечной тягой (тяга Панара). От непогоды седоков защищало плоское лобовое стекло и легкий тент, который складывался за спинку сидений. Предусмотрены были и съемные "мягкие" двери. Передние крылья изначально были велосипедного типа, т.е. были закреплены на управляемых колесах. Не было ничего "лишнего", способного увеличить массу автомобиля.

Существует анекдот – говорят, что Колин Чепмен, проходя через участок сборки Lotus Seven, произнес такую фразу: "Я хочу снять фунты с этого автомобиля!". На вопрос, какие фунты он имеет в виду, конструктор ответил: "И те, и другие". На первом Lotus Seven стоял двигатель Ford рабочим объемом 1172 см3, и мощностью 40 л.с., что позволяло развивать 130 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за неполные 16,5 с. Киты "семерки" хорошо продавались, это служило убедительным доказательством, что компромисс между мощностью, массой, управляемостью и ценой автомобиля оказался удачным. Низкий уровень комфорта с лихвой компенсировался удовольствием от общения с машиной, позволяющей испытать всю гамму "формульных" ощущений.

Lotus Seven подвергался многочисленным модификациям. Было выпущено 4 серии, внешне лишь незначительно отличавшиеся друг от друга. Менялись силовые агрегаты (двигатель модификации Lotus Seven S3 Twin Cam SS развивал 125 л. с. и позволял разгонятся до 166 км/ч, обеспечивая разгон с места до «сотни» за 7,1 с), крылья и носовой обтекатель стали делать из стеклопластика. На некоторых модификациях из-за возросших нагрузок стабилизатор перестал быть силовым элементом передней подвески. Задняя подвеска также модифицировалась получив А-образные рычаги вместо тяги Панара. Но конструкторская мысль шла вперед и автомобиль для самого Чепмена стал обузой. Lotus Seven оставался все тем же простым, легким и хорошо управляемым.

В виде машинокомплектов Lotus выпускался до 1973 г., потом вся техническая документация и производственная оснастка были переданы фирме Caterham Cars, являвшейся официальным дилером Lotus. Так появился Caterham Super Seven, прямой потомок «великолепной семерки». Этот автомобиль, как и великое множество его копий, выпускаются по сей день. Комментарии излишни!

Энтони Колин Брюс Чепмен

1928-1982

Он был блестящим инженером и безжалостным бизнесменом, для которого не существовало невозможного. Именно он сумел расширить свою коммерческую империю, создав сложную сеть филиалов в оффшорных зонах. Он первый стал широко использовать спонсорские средства для содержания гоночной команды в обмен на рекламу товаров, запрещенных для рекламы телевидением. Это касалось в первую очередь табачных изделий. Многим знакома сигаретная марка John Player Special, которая в 70-х годах стала традиционным спонсором его формульной команды.


www.ukrindustrial.com

еще статьи на подобную тему

Комментирование закрыто.

При наполнении сайта использована информация из открытых источников. Владелец сайта не несет ответственности за недостоверную и заведомо ложную информацию размещенную на страницах сайта. При использовании информации опубликованной на нашем сайте, ссылка обязательна.

Реклама на сайте: