Автокредиты будут выдавать только автопоставщики
За последние пару месяцев банкиры практически свернули автокредитование. «Займы на покупку авто выдают не более пяти банков. Как правило, речь идет о партнерских программах, где они предоставляют финансирование, а кредитуют финансовые компании крупных автодилеров», - рассказал «k:» Денис Раковский, директор по продажам розничной финансовой сети «КредитМаркет». «Если раньше у нас было порядка двадцати банков-партнеров, которые кредитовали наших клиентов, то сегодня реально выдает займы только один Астра Банк. Кредиты предоставляются в гривне под 22% годовых. Разовая комиссия - 2%, еще 2% - страхование от несчастного случая», - рассказали «k:» в отделе кредитования компании «Тойота Центр Киев «Автосамит». Даже те финансисты, которые номинально декларируют выдачу автокредитов, в большинстве случаев предлагают их по такой цене и на таких условиях, что у автолюбителей пропадает охота к получению займов. По данным «КредитМаркета», в ноябре-начале декабря гривневые автокредиты подорожали еще на 1-2%, эффективные процентные ставки достигли 28-30%. «Ужесточение банками условий кредитования и повышение ставок отсекло значительную часть выражающих желание получить кредит. А те, кто все еще хочет взять заем, не могут предоставить необходимый пакет документов или подтвердить достаточный уровень доходов. Сейчас размер аванса составляет около 30-40%, максимальная ставка - 30% годовых в гривне. Кроме того, если раньше наличие недвижимости у заемщика было желательным, то теперь это стало обязательным условием получения кредита на покупку авто», - объясняет кредитный специалист ООО «Авто-Мотив» (дилер Renault и Dacia) Наталия Хижняк. КРЕДИТЫ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ Относительно уверенно в данной ситуации чувствуют себя лишь финансовые компании, связанные с производителями легковых автомобилей. К примеру, покупатели новеньких Renault и Nissan по-прежнему могут рассчитывать на получение кредита в Индэкс-Банке. Являясь официальным партнером RCI Financial Services Ukraine (финансовой структуры группы Renault), банк продолжает бесперебойно выдавать кредиты, обеспечивая рост продаж французских авто. По словам начальника управления продаж через альтернативные каналы и партнеров АО «Индэкс-Банк» Романа Бунича, средняя цена кредитов в национальной валюте на новенькие иномарки в рамках партнерской программы сейчас составляет 24% годовых. При выдаче ссуды взимается и разовая комиссия - 2,5% от суммы. Правда, за последнее время в банке пересмотрели требования к заемщикам и ужесточили условия выдачи займов. «Мы полностью отменили возможность получения кредита без аванса и в среднем увеличили собственный взнос на 20-30%. Минимальный размер аванса сейчас составляет 15% от стоимости авто. Были также предприняты некоторые меры для уменьшения рисков. В частности, повысились требования к подтвержденному доходу клиента, возрасту заемщика, произведена сегментация клиентов в зависимости от сферы занятости», - рассказывает Роман Бунич. Теперь банкиры зорко следят, чтобы в ряды заемщиков не затесались сотрудники компаний, работающих в наиболее подвергшихся влиянию кризиса отраслях. «Если человек работает в строительной компании или на металлургическом предприятии, он автоматически получает отказ. Практически не выдаются кредиты людям, работающим в риелторских фирмах, сфере производства и продаж автомобилей. Существует градация и по региональной принадлежности. Например, если потенциальный заемщик из восточного региона страны - его относят к категории рисковых клиентов», - рассказала «k:» Елена Корсун, руководитель отдела кредитования и страхования компании «Кий Авто» (официальный дилер Nissan, Renault, Dacia в Украине). Стараясь поддержать автопроизводителей, родственные финкомпании раздают практически дармовые по нынешним меркам кредиты. К примеру, финансовая компания «Еврокапитал», аффилированная с корпорацией «АИС», предлагает займы на авто (Citroеn, ГАЗ «Волга», Geely, ВАЗ-21041, SsangYong и «УАЗ Патриот» и др.) по цене от 1 до 10% годовых. При этом кредитор проявляет беспримерную лояльность, не настаивая даже на предоставлении справки об официальных доходах. Правда, в компании требуют, чтобы клиент сразу оплатил не менее 50% от стоимости покупки. «Кроме того, размер ссуды и ежемесячных платежей компания рассчитывает в долларах, но погашение кредита проводится в гривне по текущему курсу НБУ. Если официальный курс растет, клиент оплачивает курсовую разницу», - поясняет специалист отдела продаж и работы с клиентами ФК «Еврокапитал» Ольга Францкевич. Еще одно направление, которое сейчас активно развивается на рынке, - финансовый лизинг для физических лиц. «Предложения по лизингу, как и кредиты от финансовых компаний-дилеров, отличаются интересными ценовыми условиями. Они в два и более раза ниже, чем банковские. Но при этом и срок таких кредитов часто меньше, чем банковских», - уточняет Денис Раковский. Так, корпорация «УкрАВТО» начала отдавать гражданам в лизинг автомобили Chery. Собственный взнос при этом составляет от 30% стоимости авто, процентная ставка - от 4,99% годовых в зависимости от размера первоначального взноса. Финансирование на покупку автомобилей Volkswagen и Audi предлагает «дочка» Порше Банка «Порше Лизинг Украина». Компания выдает ссуды в гривне на срок от одного года до четырех лет по фиксированной ставке 14% или плавающей (с возможностью пересмотра в течение действия договора) - 12,5%. БАНКИРЫ СДАДУТСЯ БЕЗ БОЯ По мнению аналитиков, в 2009 году львиная доля предложений по автокредитованию придется на финансовые и лизинговые компании. В ближайшее время банки не смогут конкурировать с ними ни по цене займов, ни по условиям их предоставления. «Возможно, в нашем банке автокредитование исчезнет как отдельный продукт и будет рассматриваться как потребительский кредит. Это связано с тем, что финансовые компании, принадлежащие автодилерам, смогут предложить заемщикам лучше условия», - говорит Светлана Черкай, заместитель председателя правления ОАО «Эрсте Банк». Массовый выход конкурентов на рынок банкиры прогнозируют к середине следующего года. // Газета «Комментарии»