Бензиновым двигателям остались считаные годы
Причем эта ситуация будет актуальна не только для Европы, давно сражающейся за чистоту выхлопов автомобилей: предполагается, что уже вскоре на Капитолийском холме может быть принят закон, ограничивающий средний расход выпускаемых в США автомобилей на уровне 8 литров на 100 км для легковых машин и 9 литров – для пикапов. Для справки: по данным американского издания Popular Mechanics, сейчас эти значения выше в среднем на полтора-два литра на “сотню”. Каким образом автопроизводители будут достигать этих показателей – пока не ясно. Но есть несколько вариантов развития автомобилестроения.
Один из способов – снижение веса автомобилей. В этом уже преуспели европейцы – Audi и Jaguar, например, успешно производят алюминиевые кузова для некоторых своих моделей, тем самым добиваясь неплохой экономии веса и, соответственно, топлива. Во многих спортивных автомобилях используются конструкции из пространственных алюминиевых рам с навесными пластиковыми кузовными панелями (например, Lotus Elise), более дорогие автомобили могут похвастать иногда даже углепластиковыми монококами (Mercedes-Benz McLaren SLR) – эта технология пришла из мира “Формулы-1”. Но пока все эти изыски не стали массовыми – такие технологии слишком дороги.
Если продолжать снижать вес, то возможна замена традиционных стекол многослойными, с проставками из поликарбонадного стекла. Другой, во многом неожиданный источник избыточного веса – проводка. С повальным увеличением электронных компонентов в автомобиле вес проводов стал играть существенную роль. Выход – применение беспроводных технологий. Это, несомненно, пока заметно дороже, но со временем может помочь сэкономить десяток-другой килограммов.
Более реальный способ снижения выбросов в атмосферу, который уже вовсю применяется ведущими компаниями, – разработка более эффективных силовых установок. Электромобили пока в расчет брать не стоит – как ни жаль, но эта технология пока развивается не так быстро, как хотелось бы. Человечество до сих пор не может изобрести легкий и компактный аккумулятор большой емкости или компактный генератор дешевой электроэнергии.
Но возможен и иной путь. Самый простой и наиболее актуальный в наши дни – повышение эффективности двигателей. Здесь немалую роль играют новомодные коробки передач с количеством ступеней от 5 до 8. Более плавная смена ступеней – еще один способ экономить драгоценные литры. Альтернатива бензину – переход на дизельные моторы. Солярка сгорает на 30 процентов эффективнее бензина, соответственно, экономия в среднем составляет те же 30 процентов, если сравнивать бензиновую и дизельную силовые установки аналогичного объема.
Но автопроизводители в своих изысканиях не останавливаются и на этом, разрабатывая установки, работающие на водороде и иных видах альтернативного топлива. Водород выгоден тем, что под него можно переоборудовать обычные двигатели. Так, например, сделали в BMW – недавно был представлен первый прототип серийного водородного авто – BMW Hydrogen 7.
А можно еще припомнить нашумевшие “трехлитровые” машины производства концерна VW. Свое название они получили не за объем двигателя, а за то, что потребляли в среднем около 3 литров дизеля на 100 км. Тогда во главе VW стоял Фердинанд Пих – под его патронатом был даже представлен прототип “литрового” автомобиля. Достигнуты столь впечатляющие показатели были благодаря комплексу мер. Кроме снижения веса и более совершенных моторов, ради достижения малого расхода топлива применяли специальные шины с пониженным сопротивлением качению, дорабатывали аэродинамику автомобиля. Также была использована система “старт-стоп” – во время остановок мотор глушила автоматика, а при нажатии педали газа она же вновь запускала его.
В ближайшем уже будущем нас ждет много интересного – тут и биотопливо, вокруг которого так много шума в последнее время, и ввод сверхстрогих экологических норм – цивилизованный мир всерьез взялся за автомобилестроение. И поэтому где-нибудь через полтора десятка лет бензиновые двигатели в их нынешнем виде вымрут – либо они эволюционируют в гибридные силовые установки, либо начнут потреблять экологически чистое альтернативное топливо. Увы, но российский автопром находится в стороне от мировых тенденций и поэтому тоже обречен на вымирание…
www.ukrindustrial.com