Мировой автопром: лидерство за Азией
В 2006 г. продажи автомобилей в КНР выросли на 37% (до 3,8 млн. шт.), что позволило стране занять третье место в мире после США и Японии. Если нынешняя динамика продаж сохранится к 2015 г. Китай выйдет и на первое место.
Лидирующие позиции – у СП Shanghai General Motors, которое в 2006 г. реализовало 365,4 тыс. машин. В целом, продажи GM в Китае выросли на 32%, до 877 тыс. Другой американский производитель – Ford нарастил продажи в КНР на 87%, до 167 тыс. (включая Lincoln, Jaguar, Land Rover и Volvo).
Что касается китайских марок, то в 2006 г. ведущий их производитель Chery Automobile Co. продал 272 тыс. авто. Скромнее результаты у других лидеров автопрома страны – компаний Geely и Great Wall, а в целом за год Китай выпустил 5,2 млн. авто, став третьим в мире автопроизводителем.
Производители КНР активно развивают экспорт. Вывозятся не только собранные в стране иномарки, но и собственные модели, которые преимущественно представляют собой «клоны» авто мировых производителей. Пока китайские машины идут на рынки Азии, Африки и Латинской Америки. Однако растут продажи в Европе и СНГ, китайские производители намерены занять серьезное место и на американском рынке.
Индия
Ускоряется приток инвестиций и на соседний рынок – индийский, который является вторым по перспективности после китайского. Nissan, Renault и их индийский партнер Mahindra (производитель №1 в стране) планируют $500 млн. совместных инвестиций в новый завод. Уже существующее СП Renault-Mahindra в 2007 г. начнет выпуск модели Logan для внутренних продаж.
В ближайшие годы Nissan инвестирует в индийскую промышленность $840 млн. Первый завод на 200 тыс. авто в год может начать работу уже в 2009 г. 30% всей продукции будет предназначаться для внутреннего рынка, а 70% пойдет на экспорт, преимущественно, в страны ЕС.
Япония
Продажи автомобилей составили 5,7 млн. шт. (чуть выше уровня 2005 г.), производство выросло на 6% – до 11,5 млн. шт. Отрасль динамично развивается за счет экспорта, который в 2006 г. увеличился на 21%, до 5,3 млн. шт. Непосредственно в Японии Toyota выпустила 4,194 млн. авто, Honda – 1,333 млн. и Nissan – 1,234 млн.
Приоритетными для японских производителей остаются рынки США и Канады. Американцы в 2006 г. приобрели на 36% больше японских машин, чем в 2005 г. Из-за высоких цен на топливо североамериканцы пересаживаются на экономичные японские малолитражки. В Европе за 2006 г. японцы добились увеличения продаж на 11%, на Ближнем Востоке – на 14%, и только в Азии результаты снизились на 9%.
В 2007 г. Toyota Motor Corp. произведет 9,42 млн. авто (Toyota, Lexus и Scion), что выведет компанию на первое место в мире, опередив General Motors, которая прогнозирует производство на уровне 9,2 млн. Корпорация наращивает продажи в Европе и Северной Америке. Свои позиции в США компания планирует укрепить за счет строительства 5 сборочных заводов. Это обеспечит сохранение объема продаж на рынке США в случае ведения ограничений на импорт японских авто. Также компания планирует построить завод по производству «эконом-моделей» (стоимостью $7 тыс.) в Индии. В целом, Toyota намерена к 2008 г. 5 млн. машин собирать на предприятиях, за пределами Японии.
Активно продвигается на зарубежные рынки Honda Motor Co., второй по величине японский автопроизводитель. Рынок Индии компания считает более перспективным, чем Китай. В стране уже работает завод Honda Siel Cars India Ltd. на 50-100 тыс. авто в год. Второй завод аналогичной мощности будет построен в штате Раджастан. В ближайшие 10 лет японский концерн инвестирует $650 млн. в развитие производства в Индии. К 2010 г. Honda надеется ежегодно продавать на этом рынке 150 тыс. авто.
Хорошие результаты у других японских автопроизводителей: Mazda ожидает по итогам текущего фискального года роста чистой прибыли до $700 млн. при объеме продаж $26,9 млрд., Mitsubishi за 9 месяцев 2006-2007 ф. г. удалось снизить чистые убытки в 5,6 раза при росте продаж на 1%, чистая прибыль Suzuki за тот же период выросла на 20%, а объем продаж увеличился на 15%. Компании объясняют успешные финансовые показатели ростом продаж и ослаблением курса иены. А вот у Nissan Motor продажи за 2006 г. сократились на 3,3%. Как в Европе, так и в США Nissan проигрывает конкуренцию Toyota.
Южная Корея
Чистая прибыль ведущего производителя Hyundai Motor Co. за 2006 г. упала на 35%, продажи снизились на 0,2%. Компания объясняет это издержками, связанными с забастовками профсоюзов и укреплением национальной валюты.
В то же время, прибыль Kia Motors Corp., второго автопроизводителя в Корее принадлежит Hyundai), в 2006 г. снизилась на 94%, хотя объем продаж вырос на 9%. Снижение показателей компания связывает с укреплением воны и маркетинговыми издержками.
Европа
В 2006 г. в ЕС продано 15,365 тыс. машин, в т.ч., Volkswagen увеличила продажи на 5%, Honda – на 5%, Mazda и Suzuki – на 9%, Toyota – на 10%, Fiat – на 17%. General Motors продал в Европе 2 млн. авто, в Восточной Европе рост составил 59%, особенно хорошие результаты достигнуты по марке Chevrolet. С другой стороны – продажи марки Opel упали на 2%, и в целом по динамике результатов GM проигрывает ряду своих европейских и азиатских конкурентов.
Глобальные продажи группы Volkswagen в 2006 г. выросли на 9%, в т.ч., поставки основного бренда Volkswagen выросли на 10% до рекордных 3,4 млн. Продажи Audi, наиболее успешного подразделения группы, за год составили 900 тыс., прибыль выросла на 63% при росте продаж на 17%. За 2006 г. чистая прибыль группы Volkswagen выросла в 2,5 раза, выручка – на 12%.
Все больше отстает от VW второй по величине в ЕС производитель PSA Peugeot Citroen. За минувший год продажи марки Peugeot снизились на 1,8% (до 1,96 млн.), а марки Citroen – выросли на 0,8% (до 1,41 млн.). Чистая прибыль Peugeot Citroen SA в 2006 г. снизилась в 5,8 раза при росте выручки всего на 0,6%.
В 2006 г. DaimlerChrysler при росте выручки в 1% увеличил чистую прибыль на 14%. Немецое подразделение – Mercedes Car Group работает успешно, увеличив продажи на 16%, до 252 тыс. Выручка увеличилась на 9%, до 54,6 млрд. евро. В то же время, результаты американского подразделения Chrysler Group ухудшаются: продажи авто сократились на 5%, до 2,7 млн., операционные убытки составили 1,11 млрд. евро.
Глобальные продажи французской группы Renault снизились на 4%, на столько же сократились и доходы. Показатели упали из-за сокращения европейских продаж, при этом продажи за пределами ЕС выросли. Неплохие результаты достигнуты в США, а также в России, где количество проданных авто, благодаря модели Renault Logan, выросло на 146%.
Производство немецкой BMW в 2006 г. выросло на 3,5%, выручка – на 5%. Компания остается мировым лидером по производству авто премиум-класса. За 2006 г. продажи BMW в Азии выросли на 14% до рекордного показателя – 127 тыс. шт.
FIAT Auto с 1 февраля 2007 г. называется FIAT Group Automobiles SpA., созданы 4 подразделения по основным брендам, входящим в состав группы – FIAT, Alfa Romeo, Lancia и Fiat Light Commercial Vehicles. В 2006 г. основное подразделение FIAT впервые с 2000 г. завершило год с прибылью, увеличив выпуск авто благодаря высокому спросу на Grande Punto.
США
В 2006 г. продажи авто снизились на 2,6% до 16,5 млн. шт. Продажи General Motors упали на 8,7%, а доля рынка, занимаемая компанией, составила 24,3%. Ford, продажи которого сократились на 8%, сумела удержать второе место, однако, это ненадолго. Учитывая динамику роста продаж (+13% за 2006 г.), Toyota в 2007 г. выйдет на второе место с долей в 17%, а у Ford будет 14-15%.
Четвертое место – у DaimlerChrysler, доля которого составила 13,3%. Продажи Honda на рынке США выросли на 3,2%, что позволило увеличить долю рынка до 9,1%. Продажи Nissan в 2006 г. снизились на 5%, однако доля, занимаемая компанией, осталась на уровне 6,2%.
Исполнительный директор GM Рик Вагонер заявил, что компания не намерена уступать глобальное лидерство Toyota, и намерена бороться с японским конкурентом «за каждую продажу».
Чистые убытки корпорации Ford в 2006 г. стали наибольшими за 103 года существования компании. В 4-м квартале 2006 г. убытки составили рекордные $5,8 млрд. В 2006 г. убыточными были подразделения в Северной Америке, Азии и Африке. Рыночная доля компании в США снижается 11 год подряд, и уже в нынешнем году Ford уступит Toyota свое место автопроизводителя №2 в США. По неофициальной информации, Ford готов заключить стратегический альянс с Toyota, чтобы снизить уровень взаимной конкуренции и совместно бороться с доминированием General Motors. Пока же Ford реализует масштабный план реструктуризации, предусматривающий сокращение производства. Только в Северной Америке будут закрыты 16 заводов.
Таким образом, динамичный и быстроразвивающийся китайский рынок автопрома в ближайшие годы будет определять тенденции развития отрасли в мире. Именно здесь разгорится серьезная конкурентная борьба между американскими и японскими автопроизводителями. И все же, американцы едва ли сумеют оказать достойное сопротивление корпорациям страны восходящего солнца.
www.ukrindustrial.com