Мировой автопром: лидерство за Азией

ближайшие годы мировой автопром будет развиваться за счет азиатских рынков. Эксперты PricewaterhouseCoopers заявляют, что в 2010 г. в мире будет изготовлено 76 млн. авто (в 2006 г. – 66,7 млн.), а лидирующие позиции будут принадлежать Toyota, Hyundai и альянсу Renault – Nissan. Китай



В 2006 г. продажи автомобилей в КНР выросли на 37% (до 3,8 млн. шт.), что позволило стране занять третье место в мире после США и Японии. Если нынешняя динамика продаж сохранится к 2015 г. Китай выйдет и на первое место.

Лидирующие позиции – у СП Shanghai General Motors, которое в 2006 г. реализовало 365,4 тыс. машин. В целом, продажи GM в Китае выросли на 32%, до 877 тыс. Другой американский производитель – Ford нарастил продажи в КНР на 87%, до 167 тыс. (включая Lincoln, Jaguar, Land Rover и Volvo).

Что касается китайских марок, то в 2006 г. ведущий их производитель Chery Automobile Co. продал 272 тыс. авто. Скромнее результаты у других лидеров автопрома страны – компаний Geely и Great Wall, а в целом за год Китай выпустил 5,2 млн. авто, став третьим в мире автопроизводителем.

Производители КНР активно развивают экспорт. Вывозятся не только собранные в стране иномарки, но и собственные модели, которые преимущественно представляют собой «клоны» авто мировых производителей. Пока китайские машины идут на рынки Азии, Африки и Латинской Америки. Однако растут продажи в Европе и СНГ, китайские производители намерены занять серьезное место и на американском рынке.

Индия

Ускоряется приток инвестиций и на соседний рынок – индийский, который является вторым по перспективности после китайского. Nissan, Renault и их индийский партнер Mahindra (производитель №1 в стране) планируют $500 млн. совместных инвестиций в новый завод. Уже существующее СП Renault-Mahindra в 2007 г. начнет выпуск модели Logan для внутренних продаж.
В ближайшие годы Nissan инвестирует в индийскую промышленность $840 млн. Первый завод на 200 тыс. авто в год может начать работу уже в 2009 г. 30% всей продукции будет предназначаться для внутреннего рынка, а 70% пойдет на экспорт, преимущественно, в страны ЕС.

Япония

Продажи автомобилей составили 5,7 млн. шт. (чуть выше уровня 2005 г.), производство выросло на 6% – до 11,5 млн. шт. Отрасль динамично развивается за счет экспорта, который в 2006 г. увеличился на 21%, до 5,3 млн. шт. Непосредственно в Японии Toyota выпустила 4,194 млн. авто, Honda – 1,333 млн. и Nissan – 1,234 млн.

Приоритетными для японских производителей остаются рынки США и Канады. Американцы в 2006 г. приобрели на 36% больше японских машин, чем в 2005 г. Из-за высоких цен на топливо североамериканцы пересаживаются на экономичные японские малолитражки. В Европе за 2006 г. японцы добились увеличения продаж на 11%, на Ближнем Востоке – на 14%, и только в Азии результаты снизились на 9%.

В 2007 г. Toyota Motor Corp. произведет 9,42 млн. авто (Toyota, Lexus и Scion), что выведет компанию на первое место в мире, опередив General Motors, которая прогнозирует производство на уровне 9,2 млн. Корпорация наращивает продажи в Европе и Северной Америке. Свои позиции в США компания планирует укрепить за счет строительства 5 сборочных заводов. Это обеспечит сохранение объема продаж на рынке США в случае ведения ограничений на импорт японских авто. Также компания планирует построить завод по производству «эконом-моделей» (стоимостью $7 тыс.) в Индии. В целом, Toyota намерена к 2008 г. 5 млн. машин собирать на предприятиях, за пределами Японии.

Активно продвигается на зарубежные рынки Honda Motor Co., второй по величине японский автопроизводитель. Рынок Индии компания считает более перспективным, чем Китай. В стране уже работает завод Honda Siel Cars India Ltd. на 50-100 тыс. авто в год. Второй завод аналогичной мощности будет построен в штате Раджастан. В ближайшие 10 лет японский концерн инвестирует $650 млн. в развитие производства в Индии. К 2010 г. Honda надеется ежегодно продавать на этом рынке 150 тыс. авто.

Хорошие результаты у других японских автопроизводителей: Mazda ожидает по итогам текущего фискального года роста чистой прибыли до $700 млн. при объеме продаж $26,9 млрд., Mitsubishi за 9 месяцев 2006-2007 ф. г. удалось снизить чистые убытки в 5,6 раза при росте продаж на 1%, чистая прибыль Suzuki за тот же период выросла на 20%, а объем продаж увеличился на 15%. Компании объясняют успешные финансовые показатели ростом продаж и ослаблением курса иены. А вот у Nissan Motor продажи за 2006 г. сократились на 3,3%. Как в Европе, так и в США Nissan проигрывает конкуренцию Toyota.

Южная Корея

Чистая прибыль ведущего производителя Hyundai Motor Co. за 2006 г. упала на 35%, продажи снизились на 0,2%. Компания объясняет это издержками, связанными с забастовками профсоюзов и укреплением национальной валюты.

В то же время, прибыль Kia Motors Corp., второго автопроизводителя в Корее принадлежит Hyundai), в 2006 г. снизилась на 94%, хотя объем продаж вырос на 9%. Снижение показателей компания связывает с укреплением воны и маркетинговыми издержками.

Европа

В 2006 г. в ЕС продано 15,365 тыс. машин, в т.ч., Volkswagen увеличила продажи на 5%, Honda – на 5%, Mazda и Suzuki – на 9%, Toyota – на 10%, Fiat – на 17%. General Motors продал в Европе 2 млн. авто, в Восточной Европе рост составил 59%, особенно хорошие результаты достигнуты по марке Chevrolet. С другой стороны – продажи марки Opel упали на 2%, и в целом по динамике результатов GM проигрывает ряду своих европейских и азиатских конкурентов.

Глобальные продажи группы Volkswagen в 2006 г. выросли на 9%, в т.ч., поставки основного бренда Volkswagen выросли на 10% до рекордных 3,4 млн. Продажи Audi, наиболее успешного подразделения группы, за год составили 900 тыс., прибыль выросла на 63% при росте продаж на 17%. За 2006 г. чистая прибыль группы Volkswagen выросла в 2,5 раза, выручка – на 12%.

Все больше отстает от VW второй по величине в ЕС производитель PSA Peugeot Citroen. За минувший год продажи марки Peugeot снизились на 1,8% (до 1,96 млн.), а марки Citroen – выросли на 0,8% (до 1,41 млн.). Чистая прибыль Peugeot Citroen SA в 2006 г. снизилась в 5,8 раза при росте выручки всего на 0,6%.

В 2006 г. DaimlerChrysler при росте выручки в 1% увеличил чистую прибыль на 14%. Немецое подразделение – Mercedes Car Group работает успешно, увеличив продажи на 16%, до 252 тыс. Выручка увеличилась на 9%, до 54,6 млрд. евро. В то же время, результаты американского подразделения Chrysler Group ухудшаются: продажи авто сократились на 5%, до 2,7 млн., операционные убытки составили 1,11 млрд. евро.

Глобальные продажи французской группы Renault снизились на 4%, на столько же сократились и доходы. Показатели упали из-за сокращения европейских продаж, при этом продажи за пределами ЕС выросли. Неплохие результаты достигнуты в США, а также в России, где количество проданных авто, благодаря модели Renault Logan, выросло на 146%.

Производство немецкой BMW в 2006 г. выросло на 3,5%, выручка – на 5%. Компания остается мировым лидером по производству авто премиум-класса. За 2006 г. продажи BMW в Азии выросли на 14% до рекордного показателя – 127 тыс. шт.

FIAT Auto с 1 февраля 2007 г. называется FIAT Group Automobiles SpA., созданы 4 подразделения по основным брендам, входящим в состав группы – FIAT, Alfa Romeo, Lancia и Fiat Light Commercial Vehicles. В 2006 г. основное подразделение FIAT впервые с 2000 г. завершило год с прибылью, увеличив выпуск авто благодаря высокому спросу на Grande Punto.

США

В 2006 г. продажи авто снизились на 2,6% до 16,5 млн. шт. Продажи General Motors упали на 8,7%, а доля рынка, занимаемая компанией, составила 24,3%. Ford, продажи которого сократились на 8%, сумела удержать второе место, однако, это ненадолго. Учитывая динамику роста продаж (+13% за 2006 г.), Toyota в 2007 г. выйдет на второе место с долей в 17%, а у Ford будет 14-15%.

Четвертое место – у DaimlerChrysler, доля которого составила 13,3%. Продажи Honda на рынке США выросли на 3,2%, что позволило увеличить долю рынка до 9,1%. Продажи Nissan в 2006 г. снизились на 5%, однако доля, занимаемая компанией, осталась на уровне 6,2%.

Исполнительный директор GM Рик Вагонер заявил, что компания не намерена уступать глобальное лидерство Toyota, и намерена бороться с японским конкурентом «за каждую продажу».

Чистые убытки корпорации Ford в 2006 г. стали наибольшими за 103 года существования компании. В 4-м квартале 2006 г. убытки составили рекордные $5,8 млрд. В 2006 г. убыточными были подразделения в Северной Америке, Азии и Африке. Рыночная доля компании в США снижается 11 год подряд, и уже в нынешнем году Ford уступит Toyota свое место автопроизводителя №2 в США. По неофициальной информации, Ford готов заключить стратегический альянс с Toyota, чтобы снизить уровень взаимной конкуренции и совместно бороться с доминированием General Motors. Пока же Ford реализует масштабный план реструктуризации, предусматривающий сокращение производства. Только в Северной Америке будут закрыты 16 заводов.

Таким образом, динамичный и быстроразвивающийся китайский рынок автопрома в ближайшие годы будет определять тенденции развития отрасли в мире. Именно здесь разгорится серьезная конкурентная борьба между американскими и японскими автопроизводителями. И все же, американцы едва ли сумеют оказать достойное сопротивление корпорациям страны восходящего солнца.

www.ukrindustrial.com

еще статьи на подобную тему

Комментирование закрыто.

При наполнении сайта использована информация из открытых источников. Владелец сайта не несет ответственности за недостоверную и заведомо ложную информацию размещенную на страницах сайта. При использовании информации опубликованной на нашем сайте, ссылка обязательна.

Реклама на сайте: