Я попробую проиллюстрировать наши проблемы с качеством на примере самого доступного из искусств – кино.
Да простят меня историки кинематографа за некоторые неточности, моя задача – передать дух и мои впечатления.
Фильм «Клятва». Сталину выкатили на Красную площадь наш трактор. Он еле работает, постоянно глохнет. Из-под рукава товарища Сталина вылезает противная рожа Бухарина (карикатурная физиономия Ильича), которая предлагает закупать трактора за границей. «Плохонький, да свой!» – режет товарищ Сталин. И ведь построили. В конце фильма сто тысяч тракторов пашут нашу необъятную ниву.
Фильм «Александр Попов». У нашего изобретателя украли изобретение. Самое интересное, что перед тем как украсть, Попову предложили освоить производство прибора за границей. Гордый Попов вступать в переговоры отказался. Собственно, поэтому изобретение и украли и освоили производство вместе с «вором» Маркони в Англии, а потом его еще и царскому министру флота хотели впарить.
Вот так у нас всегда. Мы изобретаем радио, телевидение, вертолеты, самолеты, комические корабли, автомобили и т. д., а промышленное производство осваивают другие и нам же все это и продают.
Бардак с качеством у нас был всегда. Что это – отметина какая-то национальная? Но ведь она у нас и при царях была, и тогда, когда создали единую общность людей – советский народ, а тут уж, извините, больше сотни народов.
Интересно, что когда узбеки входили в состав этой «общности», ни на что, кроме выращивания урюка или дынь, они не были способны. Как только свобода пришла в их дом, они завалили Россию прекрасными автомобилями «Дэу». Корейцы научили их строить автомобили. Наши и не пытались.
Примеров можно приводить много.
Не ради этого я завел новый блог «Шесть сигм в России».
Но, пожалуй, еще один пример из жизни приведу.
Году в 91-м на АО «Москвич» (АЗЛК) пришел работать замечательный человек Юрий Павлович Калмыков. Он пришел на завод не только с интересными идеями, а главное – с интересными людьми. На завод стали приезжать иностранцы (в основном из Германии) из числа хороших знакомых Юрия Павловича – бизнесмены, производственники – не из тех, которые что-то хотели впарить или обмануть. Это были люди, интересовавшиеся Россией по-настоящему, намеревавшиеся развивать здесь свой бизнес. От них я впервые услышал слово «МОТИВАЦИЯ».
Наш «Москвич» никогда не отличался высоким качеством и культурой производства. Поэтому, когда немцы познакомились с производством, и возник вопрос о том, что за мотивация у персонала – работать в таких условиях.
А мотивация была одна – московская прописка! Текучесть кадров – 25 процентов. Лимит, оргнабор. Слава богу, не ЗИЛ и не АвтоВАЗ – вьетнамцев у нас не было.
Зато были молдаване...
Был у нас случай. Никак не могли определить причину массового брака – вмятины на крыле автомобиля. Долго искали. Нашли. Маленькие молдаванчики, которых поставили на операцию по установке аккумуляторов, делали это так. Поднимали аккумулятор с пола – на пуп, потом переставляли его на крыло, а уже потом – на место. Слабые были... Пока причину нашли – перепортили сотен пять машин.
Тут уж никакая мотивация с пропиской не помогала.
Предприятие ОПК России – Ульяновский механический завод. Необходимо срочно выполнить работы по оборонному заказу. Ищем специалиста. Находим. Специалисту – под восемьдесят. При исполнении работ он умирает, заказ сорван.
Автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». Наверное, лучшее конструкторское решение для своего времени. Модель, продажи которой не сократились даже во время кризиса. Несмотря на огромную потребность в этом автомобиле как за рубежом, так и на внутреннем рынке, мы практически не увеличивали его производство. Зато плодили всякую муру, или «тазики», как их называют.
Требования совершенствовать качество продукции на всех стадиях производственного процесса породили мощный бизнес всяческих сертификаторов и консультантов. Кабинеты руководителей заводов-бракоделов завешаны сертификатами ISO и QS – производство якобы соответствует мировым стандартам. Возможность купить любой сертификат, диплом лучшего товара и т. д. практически полностью выхолостила саму идею современной сертификации. Ее, как акцизную марку, наклеивают и на паленый продукт, и на качественный.
Именно потому, что вопросы качества скорее ментальные, чем технические, и появилась на Западе и Востоке новая система управления качеством под названием «Шесть сигм».
Основная задача этой системы – привести в порядок бардак на предприятии: и в головах персонала, и в технике, создать команду единомышленников.
Неслучайно американский ВПК и ОПК вовсю внедряет у себя именно эту систему. Есть даже должность заместителя министра обороны по внедрению системы «Шесть сигм».
В отличие от других систем качества, проекты «Шесть сигм» легко бюджетируются и показывают до внедрения сумму экономического эффекта. Проекты можно выбирать по их эффективности и срокам внедрения.
Вот этим вопросам и тому, что надо делать, для того чтобы не пускать модернизаторские пузыри, и будет посвящен мой новый блог «Шесть сигм в России».
Кстати, наши первые заказчики в России – иностранные компании, имеющие положительный опыт внедрения проектов «Шесть сигм» у себя в материнских компаниях.
Проводя параллели с фильмом, с которого я начал свой рассказ, и учитывая наш российский менталитет с историческими байками про кнут и пряник, мой блог будет посвящен тому, как добиться результата, не сажая провинившегося на кол.
Перейти к оригиналу статьи на блогах AutoNews >>
www.autonews.ru